Белорусский интернет трудно назвать средой для успешного бизнеса, генератором новых идей и динамично развивающейся отраслью. Однако есть одна сфера, в которой мы по праву относимся к мировым лидерам. Количество мошенников, хакеров и аферистов всех мастей на душу белорусского интернет-населения зашкаливает. Такая ситуация легко объяснима. В ситуации, когда заработать деньги легально достаточно сложно, активные и предприимчивые люди, зачастую, ищут применение своим талантам в иной плоскости.
Как правило, все внимание предприимчивых белорусов обращено на более состоятельных европейских и американских посетителей интернета. Белорусские Остапы Бендеры хорошо известны в мире и теперь во многих иностранных интернет-магазинах не принимают оплату от белорусских граждан и не высылают купленные товары в Беларусь, приличные платежные системы отказываются работать с белорускими бизнесменами, а наша страна стала прочно ассоциироваться с центром продажи детской порнографии.
Однако случай с недобросовестным поведением внутри страны выбивается из общего ряда. Белорусское интернет-комьюнити достаточно узкое, все друг друга знают и в такой ситуации сложно "пустить пыль в глаза". Но, как оказалось, для энергичных и предприимчивых нет ничего невозможного. Александр Николайчук именно такой. Представлялся этот гражданин как управляющий РА "Плаза", РА "Хамелеон График", журнала "Индустрия рекламы в Беларуси", сайта www.ir.by, агентства недвижимости, агентства по организации праздников "Индустрия развлечений", проекта "Флиртаника".
Он выступил с инициативой создания проекта "Индустрия рекламы в Беларуси". По замыслу Николайчука проект должен был существовать как печатное ежемесячное издание и информационный портал о рекламе www.ir.by.
По словам сотрудников этого проекта, само существование журнала началось с обмана - название, слегка видоизмененное указанием на территориальную принадлежность, принадлежит российскому печатному журналу "Индустрия рекламы", которое даже и не слышало о своем белорусском клоне. Был выпущен первый пилотный номер журнала под прикрытием журнала "Лидер", так как у "Индустрии рекламы в Беларуси" нет лицензии на какую-либо деятельность. Однако это не помешало господину Николайчуку взять на работу в несуществующий журнал и несуществующую фирму главного редактора, курьера, фотографа, менеджера по рекламе и подписке, редактора отдела новостей. Никому из вышеперечисленных работников зарплата в полной мере выплачена не была. Например, менеджер по подписке работала бесплатно 4 месяца, наивно доверяя беззастенчивому вранью своего работодателя. В итоге сотрудники были отправлены в бессрочный отпуск за свой счет, а эстафету по работе над сайтом принял новый сотрудник. Все работники работали без какого-либо документального оформления, так как не существует компании с лицензией на выпуск журнала.
Обманутые работники вынуждены были обратиться к интернет-общественности. Это обращение, подписанное Еленой Одерихо, Павлом Коваленко, Тятьяной Мяделец и курьером Костей, опубликовано на сайте sostav.ru.
Оказались обманутыми потенциальные подписчики и рекламодатели, выкупившие рекламные площади в несуществующем журнале. Доверились Николайчуку и известные в Беларуси компании, которые в обмен на "рекламу", помогали в разработке проекта. Так компания Астроним* разработала сайт, РА "Эфекта" - фирменный стиль и логотип.
Стоит только позавидовать самоуверенности и своеобразному ходу мысли Александра Николайчука. Вряд ли обращение в правоохранительные органы поможет бывшим работникам "оригинального" проекта, поскольку работали они неофициально и подтвердить право на получение заработной платы не смогут, а рекламодателям скорее будет выгоднее не выносить "сор из избы" и участвовать в судебном преследовании изобретательного "рекламщика". 2005-06-23 14:38:24 БЕЛНЕТ
|