Недавнее ЧП, связанное с падением билбордов на тротуар, может оказаться роковым для многих столичных рекламистов. Чиновники уже объявили о массовых проверках конструкций и повышении требований к их техническим характеристикам. Щиты, отвечающие новым критериям, будут по карману далеко не всем. Тем более что существенно подорожать рискуют и места для носителей — не исключено, что город будет продавать их на тендерах.
Щиты ударят по маленьким
Правила работы на столичном рынке наружной рекламы могут в очередной раз ужесточиться. На прошлой неделе начальник ГО «Киевреклама» Виктор Кунц сообщил представителям агентств о том, что отныне его ведомство будет уделять повышенное внимание технике безопасности конструкций. «Мы проведем выборочную экспертизу уже стоящих щитов. Опасные билборды, владельцы которых не отреагируют на наши замечания, будут демонтированы. В дальнейшем, возможно, сами рекламисты начнут заказывать экспертизы, по меньшей мере, при каждом переоформлении разрешений. Кроме того, документы на новые конструкции без детальной проектной документации (паспорт на носитель с печатью фирмы-изготовителя, анализ места его расположения, описание способов крепления, особенностей материала, рекомендации по эксплуатации и пр.) приниматься не будут», — утверждает г-н Кунц.
Причиной очередной лихорадки на рынке стало недавнее ЧП, когда указатель возле станции метро «Арсенальная» и выносной рекламный щит при входе в Выставочный центр на проспекте Глушкова упали на тротуар и травмировали пешеходов. Обе конструкции были установлены без разрешений. Несчастные случаи заставили власти вплотную заняться проблемой, которая, в общем, не нова для Киева. Виктор Кунц считает, что многие билборды не отвечают разрешительной документации. Нередко агентства оформляют документацию на один вид конструкций, а затем заменяют их другим (с большим количеством плоскостей). В последнее время рекламисты увлеклись и экспериментами, заставив улицы двухэтажными носителями (два билборда на одной опоре), щитами на сваях без привычного бетонного фундамента. «Какие нагрузки может выдерживать такое сооружение, можно только догадываться», — говорит г-н Кунц.
По оценкам самих рекламистов, дополнительные требования повысят стоимость оформления каждой конструкции на $50–100. Кроме того, могут существенно увеличиться временные затраты, которые и сегодня не маленькие (некоторые билборды оформляются до шести месяцев). Несмотря на то что требования чиновников обернутся для операторов дополнительной тратой денег и времени, нынешний случай — один из немногих, когда рекламисты поддержали инициативу чиновников. Столь подозрительное на первый взгляд единодушие при ближайшем рассмотрении становится вполне понятным — ужесточение правил работы может заставить уйти с рынка мелкие компании, что на руку их более сильным конкурентам. «Мы заинтересованы в том, чтобы у общественности не было претензий к отрасли, а случай с падением щита, естественно, подпортил имидж рекламистов. Хотя в большей мере вина за недавнее ЧП лежит на маленьких фирмах. Похоже, на каком-то этапе власти ослабили контроль за выдачей разрешений, в результате чего количество операторов резко увеличилось. Причем многие «малыши» экономят на конструкциях и имеют достаточно отдаленное представление о качественных параметрах билбордов», — считает директор компании «Октагон» Вадим Фрунзе. «Операторов, располагающих собственным производством щитов, в Киеве немного. Другие же покупают конструкции или у больших производственных фирм (стоимость билборда — от $3 тыс.), или у так называемых кустарей ($2 тыс.). Причем соблазн сэкономить у некоторых пересиливает инстинкт самосохранения, ведь понятно, что в последнем случае производитель не располагает ни собственным конструкторским бюро, ни сертифицированными мощностями. То есть агентство, по сути, приобретает мину замедленного действия: ответственность за возможные ЧП несет владелец конструкций, а не производитель», — добавляет директор сети «РТМ» Олег Невельчук.
Наружка пойдет с молотка
Передел рынка наружной рекламы в пользу крупных операторов могут подтолкнуть и другие озвученные на прошлой неделе инициативы столичных чиновников. Встречаясь с представителями агентств, Виктор Кунц отметил, что будет подавать мэрии предложение о конкурсном распределении некоторых мест под наружку. Это уже не первый посыл о продаже носителей с аукционов. В начале апреля подобную мысль высказал мэр Киева Леонид Черновецкий. Однако рекламистам она показалась настолько абсурдной, что как реальную угрозу ее никто не воспринял. Дело в том, что проведение тендеров в наружной рекламе запрещено постановлением Кабмина еще в 2003 г. Поэтому, даже если чиновники и нарушат закон, проведя конкурс, операторы без труда смогут опротестовать его в суде. Но, как оказалось, лазейка все же есть. «Закон «О столице» позволяет Киеву провести эксперимент с тендерами в наружной рекламе, если такое решение примет сессия горсовета», — утверждает г-н Кунц.
В подготовленном «Киеврекламой» предложении речь идет о продаже на конкурсной основе части свободных мест в центральной части города — от Европейской площади до площади Льва Толстого. «Мы будем изыскивать свободные места и выставлять их на конкурсы, чтобы увеличить поступления в городской бюджет. Операторы, располагающие конструкциями в этом районе, могут не беспокоиться — до окончания срока действия договора на их места никто претендовать не будет», — пояснил Виктор Кунц. По его мнению, тендерное распределение мест более прозрачное, чем нынешнее, при котором места достаются тем, кто раньше подал заявки.
Но рекламисты в этом не уверены. «Зная наших чиновников, можно предположить, что это будут конкурсы с заведомо известным победителем», — опасается Олег Невельчук. «Тендерный принцип распределения чего бы то ни было в нашей стране, увы, нередко приводит к переделу сфер влияния», — говорит Вадим Фрунзе.
А вот глава координационного совета Ассоциации наружной рекламы Артем Биденко считает тендеры одним из лучших способов разрешения конфликта общества и рекламистов. «Во многих европейских городах места распределяются на основе конкурсов, и наружка там очень хорошо развита. Впрочем, в привязке к нашей действительности есть одно но. В Киеве очень много операторов, которые теоретически могут принимать участие в тендерах. Если городу будет предложено, к примеру, 70 проектов, в них попросту можно запутаться, тогда как на Западе соревнуются две–четыре фирмы. Что касается процедуры определения победителей, то, помимо денежных критериев отбора, должны учитываться архитектурные, эстетические. А в этом случае доказать предвзятость специалистов будет очень сложно», — резюмирует Артем Биденко.
http://dsnews.com.ua/?action=article&r_id=17&article_id=26675