Законопроект направлен на регулирование правоотношений в области рекламной деятельности в Российской Федерации. Уточняются полномочия антимонопольного органа по контролю над соблюдением законодательства о рекламе, вводятся дополнительные требования к содержанию, объему и способам распространения рекламы на телевидении, радио и в печати. Согласно проекту, количество телевизионной и радиорекламы не должно превышать 15% эфирного времени в сутки (вариант первого чтения — не более 20%). Трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований разрешается «перебивать» рекламой только в перерывах матчей (игр, боев, гонок) или во время их остановок. Отменяется запрет на включение рекламных блоков в детские и образовательные передачи продолжительностью более 25 минут.
Что касается художественных фильмов, то реклама не будет появляться на телеэкране ранее чем через 15 минут после начала их трансляции (либо последнего прерывания фильма), а продолжительность рекламного блока, согласно одной из одобренных поправок, не должна превышать 4 минут. По словам зампреда думского комитета по экономической политике Владимира Мединского, действующее законодательство «слишком либеральное»: в прайм-тайм рекламные «перебивки» зачастую затягиваются до 7–8 минут, что «вызывает справедливые нарекания телезрителей».
Ужесточаются требования к рекламе медицинских препаратов: она не должна создавать впечатление ненужности обращения к врачу, содержать ссылок на конкретные случаи излечения от заболеваний и удачного применения того или иного препарата, выражать благодарность (признательность) физических лиц в связи с использованием лекарства. Кроме того, авторы законопроекта предлагают убрать из рекламы образы «людей в белых халатах» — медицинских работников, дающих рекомендации к применению лекарственного средства. Это же ограничение распространяется на рекламу биологически активных и пищевых добавок, которая, помимо всего прочего, не должна формировать иллюзии, что препарат обладает лечебными свойствами.
Законопроект впервые устанавливает специальные требования, предъявляемые к рекламе лотерей и казино. В частности, азартные игры запрещается рекламировать как источник заработка (дохода) или способ решения финансовых проблем. Такая реклама не должна обращаться к несовершеннолетним, осуждать воздержание от участия в играх и пари, распространяться на радио и телевидении с 7 до 22 часов местного времени. Кроме того, не допускается наружная (уличная) реклама казино, азартных игр и лотерей, а также табачных изделий (в том числе с помощью мобильных билбордов).
Проект закона предусматривает санкции против распространителей компьютерного спама. «Распространение рекламы по сетям электросвязи, — говорится в документе, — допускается только при наличии предварительного согласия абонента или адресата на ее получение. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия, если отправитель (рекламораспространитель) не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить рассылку рекламных сообщений в адрес лица, обратившемуся к нему с таким требованием».
Запрет на использование образов людей и животных в рекламе пива сохраняется, так же как и ограничение по времени ее распространения на телевидении (с 22 часов вечера до 7 утра) и радио (с 24 часов до 11 утра). Кроме того, в законопроекте отмечается, что пиво не может рекламироваться в средствах массовой информации, зарегистрированных в качестве специализирующихся на вопросах экологии, образования и охраны здоровья. Ужесточаются требования к «зонтичной» рекламе товаров, ассоциирующихся в сознании потребителя с табачными изделиями и алкоголем. Запрещается реклама по телевидению в дни официального траура.
Государственный контроль над соблюдением рекламного законодательства возлагается на Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Закон вступит в силу с 1 июля 2006 года.
http://www.admarket.ru/main/news/37247