Грустно стало смотреть на рекламу пива после того, как начал действовать закон, запрещающий пропагандировать этот напиток на ТВ с 7:00 до 22:00 и демонстрировать в роликах людей и животных. Большинство известных пивных брендов мужественно пережили этот тяжелый удар и уже вернулись на голубые экраны, однако креативом, за редкими исключениями, отнюдь не радуют. И если ограничения по времени трансляции вполне понятны и резонны, и даже исключение "человеческого фактора" можно хоть как-то объяснить соображениями идеологического характера (мол, неправильные образы рождают в неокрепших умах подростков люди, с удовольствием распивающие пиво), то уж за что зверье пострадало, совершенно непонятно. Причем, не только специалистам, но и рядовым гражданам, ради которых, собственно, все это и затевалось.
Впрочем, не исключено, что образы людей и животных в пивные ролики все же вернутся: такую возможность допускает новая редакция закона "О рекламе", обсуждение которой в Госдуме запланировано на 20 апреля. Хотя противников у данной нормы весьма немало. В их числе вице-спикер Любовь Слиска, уже выступившая с категорическим заявлением о том, что "рекламу пива в СМИ следует не смягчать, а ужесточать". Так что дебаты по данному законопроекту обещают быть бурными. Наверняка горячие споры вызовет и та часть документа, которая разрешает введение рекламных блоков в детских программах, если они длятся более 25 минут (пока реклама в таких программах полностью запрещена). По словам авторов нового закона, данная мера – вынужденная. На современном ТВ правит бал коммерция, а производство детских передач финансово невыгодно. Поэтому их вытесняют. Реклама позволит хоть немного затормозить сей угрожающий процесс. "Мы не стали бы прописывать эту норму, если бы передачи для несовершеннолетних хорошо спонсировались", – говорит глава комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов. Но реклама для детей "должна быть мягкой и не побуждать их клянчить у родителей деньги на приобретение того или иного товара. Одновременно она будет нести и воспитательный смысл", – дополняет депутат. Вместе с тем, новая редакция закона "О рекламе" предполагает сокращение общего количества телерекламы на треть. В ней также предусмотрено создание механизма для борьбы с зонтичной рекламой, когда под одним брендом выпускаются различные категории продуктов, в результате чего известная марка водки, например, рекламируется под видом питьевой воды, конфет или маринованного перца.
Сам по себе тот факт, что Государственная дума наконец-то взялась за этот законопроект, не может не радовать. Прежний закон "О рекламе" был принят еще в 1995 г. и на протяжении 10 лет, в последние годы особенно часто, не раз подвергался критике как со стороны тех, чью деятельность он определяет, так и со стороны тех, кто ее контролирует. Но вот что настораживает: рассматривать рекламный вопрос депутаты собрались в момент, когда электорат взволнован неуклюжим проведением ключевых социально-экономических реформ. Не исключено, что народные избранники попытаются задобрить массы популистскими решениями в области не столь животрепещущей, но также близкой сердцу каждого россиянина. И тогда рекламное сообщество вместо долгожданного решения насущных проблем может получить очередной документ, применить который в реальной практике окажется не так-то просто.
А между тем, как ни крути, наша жизнь сегодня немыслима без рекламы, и грамотный закон отрасли необходим. Это во времена плановой экономики СССР в рекламе не было особой нужды, а лозунги "Летайте самолетами "Аэрофлота" или "Храните деньги в сберегательной кассе" вызывали улыбку, ибо других авиакомпаний и иного способа хранить деньги (разве что под подушкой) в стране просто не было. А во времена конкурентной рыночной экономики без пропаганды своего товара никак не обойтись. Потребителям же это позволяет облегчить процесс выбора нужной вещи. Да и экономический эффект рекламы переоценить трудно – она стимулирует спрос, тем самым способствуя увеличению продаж и, соответственно, объему производства.
В повседневной жизни раздражает не столько реклама сама по себе, сколько ее навязчивость. Хотя, если вдуматься, мы привыкли к ней настолько, что уже научились извлекать определенную пользу. Скажем, чаще всего ругают рекламу телевизионную, обвиняя ее в том, что своим навязчивым поведением она мешает наслаждаться любимыми фильмами или сериалами. С этим спорить трудно. С другой стороны, в процессе просмотра фильмов, художественные достоинства которых невелики – а таких на нынешнем ТВ подавляющее большинство, – рекламные паузы весьма способствуют тому, чтобы помешать суп на плите, заварить чай, посетить туалет – и при этом ничего не пропустить.
Считается, что реклама побуждает людей покупать абсолютно ненужные вещи. Но что-то еще не приходилось слышать о том, чтобы мужчина под воздействием рекламы купил для себя гигиенические прокладки. Ученые обвиняют рекламу в том, что она превращает наш высокоинтеллектуальный социум в потребительское общество, наподобие американского. Но так ли уж ужасно желание человека жить уютно и красиво, окружая себя вещами, заметно облегчающими быт? Спору нет, духовности в нас за годы рыночных реформ заметно поубавилось, однако вряд ли реклама тому виной. Если завтра все эти раздражающие ролики внезапно исчезнут с экранов, сомнительно, что не "сникерсы" и чайники, а Белинского и Гоголя с базара понесут. К тому же, для формирования общества потребителей необходимо наличие не только того, что потребляют, но и тех, кто этим занимается. Да, в России уже сформировался определенный, пусть даже немного своеобразный, средний класс. Но платежеспособность подавляющего большинства российского населения, особенно в регионах, по-прежнему оставляет желать лучшего. Магазины же превращаются в музеи – ходят в них, как на экскурсию: подивиться, куда деньги девать можно, когда они есть. Так что реклама – далеко не самое страшное в нашей жизни зло.
Екатерина ТРОФИМОВА
http://www.utro.ru
|