Рекламщики уже не первый год живут в мире, где большая часть населения их труды ненавидит, сознательно игнорирует и при возможности портит или уничтожает. Интернет не исключение: у пользователей в ходу разнообразные программы, отключающие обычные баннеры и блокирующие всплывающие окна.
И все бы ничего, но в последнее время люди, занимающиеся интернет-маркетингом, озабочены другой проблемой: стремительно растет число пользователей, блокирующих и удаляющих cookies.
Не вдаваясь в технические подробности: есть такая вещь, называется cookie (в просторечье куки, или печенье). Cookies - небольшие файлы, которые записываются в компьютере человека во время его прогулок по сети. Куки используются системами статистики и управления интернет-рекламой. При помощи куки определяется, сколько "уникальных пользователей" зашло на сайт, они же используются, чтобы показывать баннеры не больше N-ного количества раз одному человеку. Если пользователь стирает куки-файл, системы статистики, установленные на сайте, в следующий раз примут его за нового посетителя.
Кроме "белых" систем сбора статистики и управления рекламы, куки-файлами активно пользуется spyware - программы, без ведома пользователя фиксирующие все его передвижения в сети. С формальной точки зрения в этом ничего криминального нет. Spyware устанавливается одновременно с какой-нибудь другой программой, скачанной из сети, а уведомление о том, что активность в интернете будет фиксироваться и в дальнейшем может быть использована в рекламных целях, прописывается в лицензионном соглашении. Просто многостраничные соглашения никто не читает. Второй момент - куки используют спамеры, чтобы отслеживать "живые" почтовые адреса и оптимизировать свои спам-базы. Все это привело к тому, что с куки начали бороться.
Microsoft в рамках кампании по борьбе со спамерами в последних версиях своей почтовой программы Outlook блокирует запись куки от третьих сторон. В браузерах сейчас удаление и блокировка куки сделана максимально простой для пользователей. Пока еще эта функция не включена по умолчанию. Но грядет выход новой версии Internet Explorer, и Билл Гейтс уже пообещал, что особое внимание будет уделено борьбе с вредоносными программами. Значит ли это, что по умолчанию будут блокироваться куки, еще неизвестно. В шестой версии этого самого популярного браузера подобная вещь была проделана с блокировкой открывающихся в новом окне баннеров, после чего рекламные сети, работающие с этим форматом рекламы, потеряли большую часть трафика.
Кроме корпораций вроде Microsoft против куки воюют небольшие компании - разработчики программ для обеспечения безопасности компьютеров. Это их бизнес - уверять людей, что куки очень опасны, убеждать покупать свои продукты, которые кроме куки спамеров и spyware-программ подчищают еще и все записи от систем управления интернет-рекламой и подсчета статистики. Точных данных по распространению подобных программ нет, но, например, два наиболее популярных в США "чистильщика" были загружены более 170 млн раз.
Следствием тотального уничтожения пользователями файлов куки станет фактически нулевая достоверность ряда статистических данных всех исследований аудитории интернета и отчетов по рекламным кампаниям. Важные отчеты по охвату аудитории и уникальным пользователям станут бесполезными для маркетологов, а управление баннерной рекламой потеряет большую часть своей гибкости. Обеспокоенные такой перспективой рекламщики ищут выход, кто в просветительстве разработчиков программ и пользователей, кто в новых технологических решениях. Но ни тот ни другой путь пока не принес ощутимых плодов.
Источник: АНТОН НЕСТЕРЕНКО
"Бизнес"
http://www.advertology.ru
|