Засилье рекламы в историческом центре Иркутска, стоящие на видных местах билборды, суперсайты и прочие виды ОРК (отдельно стоящих рекламных конструкций) — проблема, на которую не раз обращали внимание горожане. Корреспондент IRK.ru изучил регламенты по размещению наружной рекламы и проверил их соблюдение на примере 130-го квартала.
«Обертка» «Иркутской слободы»
Уже семь лет 130-й квартал, известный как «Иркутская слобода», остается самым популярным местом для отдыха и прогулок горожан и туристов. Здесь удобные пешеходные зоны, кафе, рестораны, появились новые достопримечательности. Но вокруг 130-го квартала виды совсем не «открыточные» — улицы Кожова и 3 Июля завешаны многометровыми баннерами.
Эти конструкции появились весной 2011 года. Тогда прямо перед приездом в Иркутск президента России Дмитрия Медведева ими закрыли расселенные деревянные дома по улице 3 Июля, которые не успели разобрать. С тех пор изменилась лишь расстановка конструкций — когда появилась парковка, их переставили по периметру.
Улица 3 Июля, 2010 год
Спустя два года после открытия 130-го квартала огромные рекламные баннеры растянулись и по улице Кожова. Как пояснили в департаменте потребительского рынка комитета по управлению муниципальным имуществом, разместить конструкции на улицах Кожова и 3 Июля тогда разрешила мэрия.
— Однако на сегодня срок действия разрешений на установку и эксплуатацию этих рекламных конструкций истек. Их планируют демонтировать, — прокомментировала начальник департамента Анна Дудкевич.
Несмотря на истекший срок разрешения, часть площадей все еще сдается. К такому выводу можно прийти, изучив предложения агентств, которым конструкции принадлежат. Кстати, информация о владельцах указана только на двух из них — это номера телефонов компаний «Фаворит» и «Рекламист».
Улица 3 Июля, 2011 год
Улица 3 Июля, 2011 год
Как стало ясно из разговора с представителем «Рекламиста», конструкции на улице Кожова уже к ним не относятся. Нынешний владелец — «Управление капитального строительства города Иркутска».
Узнать о стоимости аренды рекламных площадей удалось в «Фаворите». Консультант по телефону назвал стоимость аренды их суперсайта (крупноформатная рекламная конструкция. — Прим. авт.) на улице 3 Июля — 77 тысяч рублей в месяц. К этой сумме добавляется стоимость монтажа (10 тысяч) и демонтажа (еще 10 тысяч) рекламы. Итого месячное размещение обойдется арендатору в 97 тысяч рублей.
Из открытых источников в интернете можно узнать, что у обеих компаний выручка превышает 5 миллионов рублей в год, чистая прибыль — свыше 100 тысяч рублей. Получается, баннер возле 130-го квартала — дело прибыльное.
Коллекция нарушений
Даже если не брать во внимание эстетические недостатки, у рекламных конструкций вокруг «Иркутской слободы» есть масса других проблем — это становится понятно, если изучить действующие в городе нормативы по размещению наружной рекламы.
Основные требования закреплены в правилах благоустройства Иркутска. На федеральном уровне действует закон «О рекламе», некоторые аспекты размещения ОРК отражены в законе «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» и в Градостроительном кодексе РФ. Существует также ГОСТ Р 52044-2003, отвечающий за технические требования к наружной рекламе и правила ее размещения.
— Правила размещения наружной рекламы на территории Иркутска утвердила городская дума 3 июня 2013 года. В них содержится описание основных типов отдельно стоящих рекламных конструкций, а также требования к установке таких ОРК на территории Иркутска. Если тип ОРК не предусмотрен в этих правилах, то он не подлежит размещению, — пояснила Анна Дудкевич.
Правила четко регламентируют все известные способы размещения рекламы, но масштабы нарушений со стороны предпринимателей таковы, что многие даже не имеют представления, где можно и где нельзя ее располагать.
Например, в Иркутске не допускается установка информационных конструкций на оградах парков и зданий, на ограждениях крыльца. Вблизи жилых домов запрещена любая реклама, которая является источником шума, вибрации, мощных световых или электромагнитных излучений вблизи жилых домов. Наконец, запрещена реклама, имеющая сходство с дорожными знаками, — явление, активно распространившееся в городе в последнее время.
Следующий пункт прямо касается района вокруг 130-го квартала: «не допускается установка информационных конструкций в пределах угла обзора водителя с расстояния 50 метров до стоп-линии». При этом на улице 3 Июля рядом со стоп-линией находится сразу три билборда, а на Кожова в эту зону попадает треть от общей длины баннерной «стенки».
Некоторые конструкции не соответствуют нормам по размеру. Максимальный размер щитов большого формата может достигать 5 на 12 либо 5 на 15 метров, но на интернет-странице компании «Фаворит» прямо говорится, что размер рекламного поля их суперсайтов составляет 5 на 18 метров. К тому же все односторонние щитовые конструкции большого формата должны иметь декоративно оформленную обратную сторону, но ни одного соответствующего этой норме баннера в районе 130-го квартала нет.
Размер имеет значение?
Почему же, несмотря на критику горожан и несоответствие городским нормам, крупноформатная реклама в историческом центре по-прежнему востребована? На этот вопрос отвечает независимый эксперт по маркетингу Ольга Пономарева.
— Существует распространенное в профессиональной среде мнение, что большой формат для бренда — это возможность влиять на город. Cтандартная конструкция 3 на 6 метров дает охват около 30 тысяч человек, а вот охват большого формата — свыше 100 тысяч человек. Во-вторых, имеет место имиджевая составляющая. Когда компания размещает дорогой большой формат, она декларирует, что у нее все хорошо, «мы можем себе это позволить», — отмечает эксперт.
Как правило, места для крупноформатной рекламы подбирают стратегически. Яркий пример — баннер с рекламой «Сильвермолла», который хорошо виден с площади «Модного квартала». На нем перечислены бренды, которые есть в молле на Сергеева, но отсутствуют у конкурента. Другой пример — конструкция возле светофора на пересечении с улицей Кожова. По своим характеристикам место не самое лучшее, но оно нацелено на водителей автомобилей, которые двигаются на бульвар Гагарина в сторону фитнес-клуба «Весна».
Вопрос соблюдения регламентов обстоит сложнее, продолжает эксперт. Надо понимать ход мышления рекламодателей: если эта сторона продается, то ее можно купить. Куда большее внимание следует обратить на эффективность работы ответственных чиновников.
— Закон должен соблюдаться — это без вариантов, — уверена Ольга Пономарева. — Все инстанции должны работать. Большой вопрос — почему, если где-то нарушается закон, конструкция продолжает стоять? Если необходимо «почистить» улицу 3 Июля, сделать это могут только власти. Если будет предписание снести, то собственники не станут рисковать.
Эксперт приводит в пример улицу Байкальскую, где когда-то стояло множество билбордов в формате 3 на 6 метров. Сегодня их нет — остались лишь небольшие форматы 2,7 на 3,7 метра — это случай эффективного регулирования со стороны города.
Если планы администрации по демонтажу конструкций с истекшим договором удастся воплотить в жизнь, перед городом встанет другая проблема: как поступить с тем, что закрывала реклама?
— Борьба с визуальным мусором — это правильно, — соглашается маркетолог. — Но уберут эти конструкции, а за ними нам откроется вид на бурьян и покосившийся забор. Все-таки 130-й квартал — лицо города. Было бы здорово там сквер обустроить, чтобы люди гуляли… Возможно, однажды до этого места все-таки доберутся.
Вадим Палько, IRK.ru
http://www.irk.ru/news/articles/20180813/advertising/