Маркетинговое исследование — это система поиска, сбора, анализа и оформления в виде отчета информации для определенного направления маркетинговой деятельности. В более общем случае, маркетинговое исследование можно определить как «информационная база» исполнения маркетинговой политики предприятия. Действительно, содержащиеся в аналитическом отчете данные позволяют компании достаточно эффективно реализовывать свою деятельность в сфере маркетинга.
Основными целями маркетинговых исследований являются помощь предприятиям, с одной стороны, свести к минимуму риски и, с другой стороны, прояснить сложившуюся ситуацию на рынке. При этом все маркетинговые исследования можно подразделить на две основные группы решаемых ими задач:
1) оценка и характеристика определенных маркетинговых параметров, актуальных в настоящий момент времени;
2) прогнозирование этих параметров и получение их прогнозных значений на ближайшие несколько лет.
Если же смотреть на маркетинговые исследования со стороны объекта изучения, то легко можно определить, что данные исследования представляют собой комплексный анализ. Дело в том, что в исследовании бывает проблематично разделить такие смежные понятия как потребитель, конкурент, рынок. В самом деле, рынок не возможно представить без конкурентной среды, а потребители в свою очередь стимулируют развитие самого рынка.
Понимая, что собой представляет маркетинговое исследование и основные решаемые им задачи, легко можно определить цели заказа данного анализа. Итак, основные цели заказа маркетингового исследования — это:
- решение компании выхода на рынок;
- вывод на рынок нового продукта;
- ребрендинг;
- потеря организацией доли рынка;
- появление на рынке сильных конкурентов;
- слишком высокая себестоимость выпуска продукции;
- проблемы предприятия со сбытом;
- желание компании свести к минимуму свои риски и предотвратить ненужные потери;
- подтверждение собственных гипотез и управленческих идей;
- желание предприятия найти новое направление развития бизнеса;
- постоянный мониторинг рынка (маркетинговое исследование заказывается с определенной периодичностью);
- потребность в составлении бизнес-плана и др.
Чаще всего компания сталкивается как раз с одним из вышеприведенных проблемами. И для принятия верного решения у руководства имеется два варианта: либо положиться на свою интуицию, либо, когда неверное решение может повлечь за собой серьезные последствия, обращаются за помощью в аналитическое агенство.
Для достижения вышеуказанных целей исследовательские компании прибегают к решению следующих задач:
- проведение общей оценки рынка;
- анализ рынка;
- исследование определенного сегмента рынка;
- выявление тенденций рынка;
- определение стратегии и тактики компании с учетом всех факторов, сложившихся на рынке;
- оценка маркетинговой политики конкурентов;
- конкурентный анализ;
- ассортиментный и ценовой анализ и др.
В любом случае не стоит относиться к маркетинговым исследованиям как к пустой трате денег. Правильная формулировка цели исследования может коренным образом изменить положение компании на рынке в лучшую сторону. Поэтому перед обращением в маркетинговую компанию необходимо четко определиться со следующими вопросами:
1) как данное исследование сможет помочь бизнесу;
2) в состоянии ли предприятие по итогам исследования увеличить свои производственные и финансовые показатели.