Даже беглый анализ существующего сегодня порядка взаимодействия между предпринимателями и чиновниками показывает, что без кардинальных изменений здесь не обойтись.
Часть этих изменений продиктована ошибками политики уже новой городской администрации, но не менее существенную проблему представляет и административное наследие прошлого. Кстати, в совокупности прошлое и настоящее предпринимательства представляют зачастую настолько непроходимое болото бюрократии, что просто диву даешься - как это у нас еще кто-то пытается что-то открывать, обеспечивая себя и, как минимум, с пяток людей работой и более-менее приличным достатком.
Наиболее наглядный пример в этом плане - ситуация с наружной рекламой. Если хозяева крупногабаритных рекламных щитов еще могут ощущать себя достаточно комфортно, то с рекламой вновь открывающегося малого и среднего бизнеса в городе полный завал. Ну, а коль скоро утверждение, что реклама является движителем бизнеса, никто под сомнение не ставит, то следует отметить, что этот движитель во Владивостоке находится в аварийном состоянии.
Чтобы не ходить вокруг да около, мы обратились к опыту небольшого предприятия в центре города, существующего уже несколько лет. Название предприятия, по просьбе руководителя (кстати, весьма характерная примета времени), мы опускаем. Отметим только, что существует предприятие без малого десять лет, но в последний год решилось на смену вывески в связи с несколько изменившимся профилем оказываемых им услуг.
Решено - сделано. На поверхности того же щита-указателя, стоявшего на одной из улиц города столько же лет, сколько существует предприятие, появляется новое название, и в этот же день фирму посещают сотрудники милиции. Претензии стандартные - либо регистрируйте щит, либо, ну, вы сами понимаете. Фирма предпочла регистрацию, поскольку и сама не подозревала о необходимости столь элементарных действий, а милиция у нас, как водится, от единожды открытых кормушек по доброй воле не отказывается. И началось.
Регистрацией объектов наружной рекламы у нас, как известно, занимается созданный еще при Юрии КОПЫЛОВЕ Информационно-аналитический центр (ИАЦ). Он и в момент своего создания вызывал массу вопросов, но сейчас все они свелись к одному - зачем он вообще нужен? Актуальность этого вопроса подтверждают несколько списков документов, необходимых (внимание!) "для подачи заявления на заключение договора возмездного предоставления муниципального рекламного места". До тех пор, пока у нас живы подобные формулировки, о преодолении административных барьеров для развития предпринимательства можно только мечтать.
Списков таких целых два. Первый в ИАЦ считается необходимым для подачи самого заявления. В принципе, если бы он оставался единственным, то с ним еще можно было согласиться: доверенность на право представлять интересы по оформлению разрешительной документации, фотомонтаж предполагаемого места размещения наружной рекламы с эскизом, дорожная схема, технический проект, справка о правах третьих лиц на данный земельный участок - ради бога.
По логике, проверкой данных документов и необходимыми согласованиями дальше должен заниматься сам ИАЦ. Иначе, за каким чертом он отправляет оплачивать государственную пошлину в размере 1,5 тыс. руб. Однако, приняв заявление в соответствие с установленными им требованиями, ИАЦ выдает еще один список документов, которые необходимо согласовать с таким количеством инстанций, что, собственно, до рассмотрения заявления по существу необходимо потратить еще несколько месяцев на хождение по этим самым инстанциям. Самое смешное, что чиновники отдельных ведомств и структур и сами не подозревают, что они должны участвовать во всем этом документообороте.
Если удается застать их на месте, то они, не мудрствуя лукаво, отправляют предпринимателей сначала в кассу своей конторы, а уже потом разбираются, что же от них требуется. Самое грустное - это бесконечные поборы, сопровождающие хождения предпринимателей по рекламным мукам. Поборы настолько необоснованные, что на выходе все эти платежи чуть ли не в два раза превышают стоимость самой рекламы. Так, например, если изготовление и установка рекламного щита площадью в 1,5 кв. м обходится примерно в 7,5 тыс. руб., то его так называемое узаконивание обходится почти в 12 тыс. Абсурд? Абсурд.
Отчасти с ненормальностью сложившейся ситуации согласны и в городской администрации. Не случайно не так давно ИАЦ переподчинили комитету по имуществу и земле. Но второстепенность интересов бизнеса в такой структурной перестройке показывают очередные перипетии в хождениях наших анонимных героев. Почти собранный комплект документов пришлось подтверждать заново в связи с изменением формы заявительного бланка ИАЦ.
Подобные злоключения бизнеса мало способствуют легализации экономики. Правда, в этом случае следует признать, что и сам бизнес не совсем готов к эффективному диалогу с властями. На публично выраженную готовность председателя комиссии по преодолению административных барьеров вице-мэра Николая КОРОЛЕВА выслушать предложения предпринимателей в сфере наружной рекламы, никаких пожеланий, по нашей информации, до сих пор не поступило. Сложно сказать, почему молчит бизнес, но при любом отношении к нынешним городским властям их молчание чревато принятием единоличных решений мэрии. Чем это обернулось в случае с арендой муниципального имущества, мы уже знаем.
http://www.zrpress.ru/zr/2005/80/13/