Рекламный рынок продолжает расти, обгоняя прогнозы экспертов. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в первой половине этого года расходы рекламодателей выросли на 28% по сравнению с тем же периодом 2004-го, тогда как, согласно прогнозу, должны были вырасти на 21%. Мало того, эксперты ожидают дальнейшего ускорения темпов роста рекламного рынка после осеннего повышения цен на телерекламу и перераспределения бюджетов в «наружку».
Российский рекламный рынок не оправдал пессимистичных прогнозов экспертов. По данным АКАР, по сравнению с первым полугодием прошлого года расходы рекламодателей выросли на 28%, опередив прогнозы экспертов, которые ожидали, что за год рынок увеличится на 21%. Гендиректор агентства Strategist Media (входит в Media Arts Group) Андрей Будник объясняет интенсивный рост рынка превышением спроса над предложением. «Дефицит рекламных возможностей ощущается как на телевидении, так и в наружной рекламе и прессе»,- говорит он.
Затраты рекламодателей на медиабаинг в первом полугодии АКАР оценила в $2,12-2,15 млрд. Большая часть расходов по традиции пришлась на телевидение: на телерекламу было потрачено $960-970 млн (+33% к прошлому году). На рекламу в прессе было израсходовано $610-620 млн (16%), на наружную рекламу - $410-420 млн (35%). Лидером роста по-прежнему остается категория «другие медиа» - кинотеатры, интернет и т. д. (58%). Впрочем, в абсолютном выражении ее доля остается незначительной - всего $30 млн (из них $20 млн приходится на интернет).
При этом впервые с 1998 года один из сегментов рекламного рынка показал нулевую динамику. По оценке АКАР, в первой половине этого года, как и в прошлом, на продвижение в рекламных изданиях было потрачено $210-220 млн. «Чисто рекламные издания не показывали роста уже давно, интерес к ним снижается»,- констатирует гендиректор TNS Gallup Adfact Руслан Тагиев.
Эксперты АКАР уже несколько лет предполагают, что стремительный рост рынка должен замедлиться. Впрочем, в прошлом году рынок опережал прогнозы аналитиков и опередит, скорее всего, и в этом. «Во втором квартале рост продолжится: в этот период рекламные бюджеты традиционно больше»,- напоминает баинг-директор коммуникационной группы Aegis Media/OKS Андрей Брайович. По мнению гендиректора агентства Initiative Бориса Карасева, по итогам всего года рост рынка составит около 28%.
При этом участники рынка убеждены в том, что в следующем году рынок вырастет еще больше. Они связывают эту тенденцию с намерением медиаселлеров «Видео Интернешнл» и «НТВ-медиа» резко повысить цены на телерекламу. По мнению Андрея Будника, повышение цен на телерекламу в следующем году приведет к тому, что изначально спрогнозированный рост будет значительно превышен. «Раньше ведущие медиаселлеры не успевали за ростом спроса, поднимая цены на 20-25%. В этом году они планируют поднять расценки на 35-40%. Телевидение перестает быть наиболее доступным носителем»,- говорит Будник. С ним соглашается Брайович: «В условиях нехватки эфирного времени и высокой стоимости рекламодатели заинтересуются другими носителями, в первую очередь - наружной рекламой».
На рост цен на телевидении рассчитывает и гендиректор исследовательской компании «Эспар-Аналитик» Андрей Березкин. По его словам, стремительные темпы роста «наружки» в первом полугодии объяснялись переводом операторов на единый налог на вмененный доход (ЕНВД) и увеличением количества щитов. «С переходом на ЕНВД цены выросли на 18%, а за счет роста числа носителей еще на 15%»,- поясняет он. В будущем, по мнению Березкина, увеличение числа щитов замедлится, так что рост составит 30%, а в перспективе - 25%. Единственное, что может помешать росту рынка «наружки»,- вступление в силу ГОСТа, регулирующего технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения (см. «Бизнес» от 2 августа). «Но если ГОСТ будет применяться не в полном объеме, темпы сохранятся»,- рассчитывает Березкин.
http://www.press-attache.ru/Article.aspx/mediaeco/1205