Осенью Госдума рассмотрит во втором чтении законопроект "О рекламе". Страсти вокруг этого документа, который уже получил репутацию одного из самых спорных, не утихают, несмотря на летнее затишье. Так, астраханские депутаты предлагают запретить телерекламу лекарств, чтобы эффективно бороться с их неграмотным потреблением. Эта инициатива может найти поддержку в Москве, поскольку Минздрав России уже высказывался за полный запрет рекламы лекарственных препаратов. Эксперты считают, что в этом случае аналогом телевизора станут аптеки, куда люди пойдут за советом.
Как пишут "Новые известия", председатель комитета по государственной политике, законности, правопорядку и безопасности астраханской Думы Александр Башкин считает, что лекарства пациенту должен выписывать врач, а не телевизор. «Сейчас же зачастую, находясь под впечатлением красочной рекламы, больной сам ставит себе диагноз, а затем начинает заниматься самолечением, в результате заболевание прогрессирует, а выздоровление требует большего времени и финансовых затрат», — убежден волжский народный избранник. Вместе с коллегами он намерен обратиться в Госдуму с инициативой запретить рекламу лекарств.
В своих оценках астраханские депутаты, надо сказать, не одиноки. Два года назад за полный запрет рекламы лекарств на радио и телевидении выступил Минздрав России. Чиновники объясняли, что она привела к неоправданно высокому потреблению препаратов: без совета врача приобретаются недешевые и не всегда эффективные медикаменты, которые вредят здоровью россиян. «В рекламе лекарств нуждаются медицинские работники, а не простые потребители», — заявил «Новым Известиям» директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль. По мнению известного детского врача, стимулом для приема медикаментов должна быть «не реклама в телевизоре, а рекомендация врача, который имеет всю объективную информацию по каждому лекарству. Г-н Рошаль убежден, что лекарства должны рекламироваться только в специализированных изданиях, и обязательно с аннотацией.
«Лекарства рекламируются во всем мире, и нигде это не считают угрозой национальной безопасности, — говорит Виктория Соколова, специалист компании RMBC, занимающейся исследованиями фармрынка. — Другое дело, что цивилизованные страны жестко регламентируют и контролируют рекламу в этом сегменте рынка. Российская же реклама часто несет в себе ложную информацию. Особенно это касается пищевых добавок, когда о побочных действиях препарата не сообщается. Также часто можно увидеть завуалированную рекламу препаратов, отпускающихся по рецепту, — их действительно можно рекламировать только в специализированных СМИ. У нас не работают защитные механизмы против недобросовестной рекламы».
Вместе с тем, убеждена г-жа Соколова, проблему самолечения запрет не решит. Вряд ли, лишившись телероликов, россияне станут чаще обращаться к врачам. «Не получая информации из рекламы, потребители станут обращаться за советом в аптеки, — полагает специалист. — В этом случае фармкомпании будут рассматривать аптеки как мощный инструмент для продвижения товара, станут заключать соответствующие соглашения с сетями. И в этом случае больному, не обратившемуся к врачу, будут предлагать не то лекарство, какое ему на самом деле подходит, а то, о котором производитель договорился с аптечной сетью».
Впрочем, инициативу астраханских депутатов их федеральные коллеги встретили без восторга. «Невозможно запретить рекламу легального товара, — заявил «НИ» зампред комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Владимир Мединский. — Поэтому об этом даже говорить нечего. А что касается жесткого контроля этой самой рекламы, то сейчас у нас совместно в Конфедерацией обществ потребителей (КонфОП) идет работа над новой редакцией закона «О рекламе».
По словам депутата, документ запретит использование в рекламе образа врача, который априори вызывает доверие у потребителя. Кроме того, будет жестко разделена реклама лекарств, пищевых добавок и косметических средств, нельзя будет обещать полное выздоровление от какого-либо препарата, а также говорить о процентном уровне выздоровления. И, конечно, будет запрещено пугать потребителя ужасающими последствиями, которые его ждут, если он не будет принимать рекламируемый препарат. «В наших рекламах сейчас очень любят напугать мужчин простатой и импотенцией, а потом торжественно произнести: «Но у вас есть шанс спастись!», — рассказывает г-н Мединский. — С этим мы, разумеется, будем бороться, чтобы потребитель был защищен».
Источник: Вслух.Ру