|
|
|
ФАС узнает о телерекламе всю подноготную |
18.07.2005 |
|
Федеральная антимонопольная служба решила проанализировать рынок услуг по размещению телерекламы. Телеканалам и рекламным агентствам предписано поделиться практически всеми сведениями о своей рекламной деятельности включая финансовые показатели. На рынке считают, что ФАС проявляет ненужное любопытство.
В пятницу ФАС сообщила о проведении анализа рынка услуг по размещению рекламы на телевидении. Для этого служба запросила у телеканалов и рекламных агентств практически всю информацию об их деятельности за 2003-2004 годы. Так, телеканалы должны отчитаться, сколько времени в сетке телевещания они посвятили рекламе, сколько денег отдали рекламным агентствам и какие договоры заключали самостоятельно. В первую очередь антимонопольную службу будут интересовать федеральные каналы, поскольку реклама на них самый дорогостоящий и эффективный сегмент этого рынка.
Решение ФАС кажется своевременным, но только с одной стороны.
Действительно, в предыдущие годы рынок телевизионной рекламы рос довольно бурными темпами в основном за счет повышения расценок на рекламу: затраты на телерекламу в 2004 году выросли на 31,9%. Общий объем рынка телерекламы уже оценивается в сумму порядка 2 млрд. долларов. Для ФАС, активно продвигающей идею укрупнения штрафов за нарушения рекламного законодательства, доказать высокую прибыльность рекламной деятельности на телевидении будет совсем не лишним.
Интерес ФАС может вызвать и концентрация рынка рекламных услуг на телевидении. Речь идет в первую очередь о «Видео Интернешнл» (ВИ), продающей рекламу ОРТ, ВГТРК и Ren TV и активно работающей в регионах. По некоторым оценкам, ВИ занимает до 70% рынка, но так ли это, до сих пор ФАС не знала: не было ни данных по рынку, ни методики их исчисления. Соответственно и жалобы конкурентов ВИ на монополизацию рынка, в том числе регионального, оставались без антимонопольного ответа.
В самом ФАС желание провести анализ рынка телерекламы объясняют именно соображениями конкуренции и уверяют, что в интересе к телерекламе нет ничего необычного. «Мы регулярно проводим анализ рынков товаров и услуг», - говорит источник в ведомстве.
Тем не менее вопросы уже возникают. Самый первый: зачем ФАС нужна столь полная информация о деятельности рекламщиков. «Я особой необходимости в такой проверке не вижу, - сообщил ГАЗЕТЕ глава ИД Родионова Алексей Волин. - Если они собираются защищать рынок на предмет монополизации и пытаются при помощи договоров понять, защищен он или нет, то занятие это бестолковое, потому что договор можно составить на любую фирму. С новым законом «О рекламе» это не связано, и вряд ли эта проверка может создать реальную угрозу телеканалам».
Второй вопрос связан с тем, что как раз в текущем году прогнозируется замедление темпа роста рынка телерекламы – до 24,9%. Это, кстати, мировая тенденция: западноевропейскому рынку телерекламы прочат всего 5,6% роста, при этом все больше рекламы доходит до зрителей через мультиканальные сети (кабельное, спутниковое и цифровое телевидение). А в условиях замедления роста, как правило, любые потрясения на рынке приводят не к демонополизации его, а к переделу, что вряд ли входит в задачи антимонопольного ведомства. О том, что «оргвыводы» ФАС сделает непременно, можно судить по его анализу рынка потребительского кредитования: результатом стало указание банкам на лукавство с величиной ставок по кредитам.
«Самое большое достижение в России за последнее время в том, что прекратились разговоры, будто бы на телевидении слишком много рекламы. Наконец-то мы поняли, что телевидение просто не может без нее существовать, - возмущается Алексей Волин. - Понять причины того, зачем ФАС сейчас влезает сейчас в этот рынок, сложно. Я предполагаю, что они пытаются продемонстрировать свое присутствие на рынке и, как и любые наши государственные структуры, делают это совершенно бессмысленно».
http://www.gzt.ru/rub.gzt?id=64054900000060080
|
|
|
|
|
Реклама |
|
|
|