Информационно-рекламная кожа города – продукт только своего времени. Убери все надписи и картинки, и можно снимать хоть историческую эпопею, хоть анти-утопию. Это такой product placement нашего подсознания. Подумай о Пушкинской площади – заодно память пририсует сбоку McDonald`s, подумай о Красной – прилепит ГУМ.
Этим летом художники Кристоф Штайнбренер и Райнер Демпф (Christoph Steinbrener & Rainer Dempf) погрузили одну из улиц австрийской Вены – Neubaugasse – в полную неузнаваемость – на 2 недели с нее исчезли все идентифицирующие необходимость и возможность потребления знаки – рекламные надписи, вывески, пиктограммы, названия фирм и логотипы. Пространство между архитектурой и потоками городского движения, которое наполнено обычно множеством символов освобождено для проекта – Delete!
Штайнбренер и Демпф как бы заставили замолчать шумную торговую улицу, оставив лишь необходимые для общественной безопасности знаки. А все прочие, недвусмысленные и внятные обычно рекламно-информационные послания были аннулированы и сделали общественное место невинно-чистым и лишенным информативности. Все привычные глазу городского жителя агитирующие сигналы были устранены, предоставив публике самой разбираться что там на улице Neubaugasse к чему.
Придуманная техника оклейки уличных «особых примет» обоями дешева и проста в исполнении – все плоские письменно-визуальные сигналы заклеены монохромной флюоресцирующей фольгой, все трехмерные объекты, (буквы, например) запакованы в пластик:
И всего-то надо убрать все идентификационные признаки, чтобы улица приобрела какой-то новый потенциал, а жители смогли посмотреть, надо ли оно ему. И задумались:
О месте рекламы в общественном месте, о том, насколько вообще рекламные поверхности влияют на эстетическую картину города, в какой мере они влияют на ощущение жителей себя в этом пространстве. Может ли быть такое, что молчание неиспользуемых средств информации приводит к дезориентации, информационному вакууму, а может и страху даже. К страху места без надписей и принадлежности, объекту без обозначений и функций:
Зато унифицированные, без признаков какой бы то не было идентичности рекламные носители, выступающие теперь исключительно как геометрические тела, становятся элементарными скульптурными объектами. Получается такая трехмерная абстрактная архитектурная живопись, которая, в зависимости от освещения (искусственного или дневного), производит свое впечатление на осуществляющих повседневную жизнь горожан:
надпись: "Голубой было бы лучше..."
надпись: "Мне нужен потребитель. Информация"
Полная панорама Neubaugasse 2005.
http://www.sostav.ru/columns/eyes/2005/k34/