Аналитики прогнозируют дальнейшее бурное развитие рынка рекламы на транспорте в России. На прошедшем в Санкт-Петербурге 1 июля 2005 года «Первом Съезде Транзитной Рекламы» специалисты компании Minnesota Mining & Manufacturing Company (3M) отметили, что рынок транзитной рекламы в крупнейших городах России может вырасти на 20-25% в 2005 году. Вместе с тем, представители казанского рынка транзитной рекламы считают эти цифры явно завышенными и даже прогнозируют уменьшение объема рынка, который в Казани составляет, по их мнению, около 20 миллионов рублей.
3M - крупнейшая американская многопрофильная компания, выпускающая десятки тысяч наименований продукции, среди которых: пленки, расходные материалы, покрытия и клеи, оптоволокно, оптические приборы. Фирма действует на различных географических рынках, в том числе и в России. Одной из сфер деятельности компании является транзитная реклама.
По мнению вице-президента АКАР Сергея Пилатова, ежегодный объем рекламы на транспорте составляет четверть всего рынка наружной рекламы и может оцениваться в $ 100 млн.
Заместитель директора рекламного агентства «Newmen» Рафаэль Саттаров отметил в разговоре с еТатар.ру, что рынок транзитной рекламы Казани фактически разделен между двумя крупными игроками. Это компании «Эфир-Транзит» и «Newmen». «Рекламное агентство «Эфир-Транзит» монополизировало рынок рекламы на электротранспорте (прим. ред. – трамваи и троллейбусы). Мы же основной упор делаем на частный автотранспорт. Конечно, присутствуют и ряд мелких агентств, которые пробуют укрепиться на рынке за счет более низких цен. Частникам (прим. ред. - владельцам маршрутных такси) также интересен этот сегмент рынка. Однако заниженные тарифы чаще всего говорят и о соответствующем качестве услуг», - считает он.
«Спрос на рекламу на транспорте постоянно растет. В Казани идет сокращение троллебусно-трамвайного парка, что отчасти спровоцировано строительством метро. Транзитная реклама продолжит осваивать частный транспорт и начнет «спускаться под землю», в метро. Эти тенденции прослеживаются уже сейчас», - уверен г-н Саттаров.
По словам Александра Пайгунова, специалиста общего отдела рекламного агентства «Эфир-Транзит/ADS», не стоит считать, что «Эфир-Транзит» монополизировал рекламу на муниципальном транспорте. «Существует договор между нашим агентством и «Казгорэлектросвет», но мы не обладаем эксклюзивными правами на размещение рекламы на муниципальном транспорте. Это означает, что на эту рыночную нишу могут выйти и другие агентства».
Г-н Пайгунов отметил еТатар.ру, что в 2005 году может произойти снижение объема рекламы на транспорте. «Я категорически не согласен с цифрами, которые были озвучены на «Первом Съезде Транзитной Рекламы». Специалисты съезда переоценили перспективы развития рынка, заявив, что в 2005 году рынок транзитной рекламы в крупнейших городах России может вырасти на 20-25%. На данный момент муниципальные транспортные предприятия не финансируются государством, что ведет за собой крайний износ парков. Кроме того, казанский автотранспортный парк за последние полгода сократился на 25%. И это сокращение идет в целом по России, - рассказывает г-н Пайгунов. – У отрасли достаточно много проблем. Нет централизованного управления по маршрутным такси. С другой стороны, транзитная реклама продолжает оставаться перспективной отраслью. По нашим оценкам, объем казанского рынка транзитной рекламы составляет около 20 миллионов рублей в год».
Как отметил еТатар.ру генеральный директор Дизайн-студии «Webstilismo» Иван Лывин, за два последних года рынок транзитной рекламы Казани показывал стабильный рост. «Сейчас, когда рынок уже сформировался, темпы роста замедлятся и основным показателем развития становится качество предоставляемых услуг. В любом случае, цифры роста рынка, озвученные на «Первом Съезде Транзитной Рекламы», явно завышены», - считает он.
Директор Дизайн-Студии «Webstilismo» рассказал, что на казанском рынке транзитной рекламы постоянно появляются новые компании. «Более того, к транзитной рекламе присматриваются некоторые крупные рекламные агентства», - говорит он. Также г-н Лывин сообщил, «Эфир-Транзит» и «Newmen», фактически, держат в своих руках 80% рынка рекламы на транспорте.
По словам Алексея Князева, генерального директора Центра городской рекламы «ТриНити», появление новых агентств на рынке транзитной рекламы неизбежно. Связывать это стоит с внедрением в Казани новых видов транзитной рекламы. «Рынок, ни в коем случае, не монополизирован. Городской электротранспорт, который находится в руках компании «Эфир-Транзит» не исчерпывает потенциал казанского транспорта. Еще около 1500 автотранспортных единиц не задействованы в рекламной деятельности. А это очень большое поле для освоения», - говорит г-н Князев.
Андрей Шафоростов