Неуверенное будущее бумажных газетПо данным Всемирной газетной ассоциации, за пять лет мировой тираж газет вырос почти на 10%. Правда, в России заметного роста не наблюдается. По мнению экспертов, в связи с появлением новых медиа проблемы возникли не только у российских газет, но и у всех традиционных СМИ. В последние годы многие говорят о том, что новые медиа могут вытеснить традиционные печатные СМИ. Однако по данным Всемирной газетной ассоциации (WAN), совокупные тиражи и спрос на бумажную медиапродукцию растут. По последним данным WAN, за последние пять лет совокупный мировой тираж газет вырос на 9,95%. А за 2005 год (последний период, по которому имеются полные данные) рост составил 2,36%. Даже в Северной Америке и Европе, где эксперты прогнозировали спад газетных показателей, выросли и тиражи, и количество изданий. «То, что мы наблюдаем, полностью противоречит распространенному представлению о том, что газеты переживают необратимый спад, – отмечает он. – Дела у газет идут гораздо лучше, чем принято считать. Цифры подтверждают, что отрасль здорова и энергична и успешно справляется с усиливающейся конкуренцией со стороны других медиа. Мода на предсказание скорой кончины газетам – не более чем мода, основанная на общих предположениях, которые не выдерживают проверки фактами». Факты и правда выглядят убедительно: за последние пять лет количество ежедневных газет впервые в истории превысило показатель в 10000 (это на 13% больше, чем в 2001 году), ежедневно продается более 450 миллионов экземпляров изданий, а количество их читателей выросло до 1,4 млрд человек. Практически вдвое вырос тираж бесплатных ежедневных газет. Если в 2001 году он составлял 12 млн экземпляров, то к 2005 году общий тираж бесплатных изданий достиг 28 млн экземпляров (рост составил 137%). При этом в Европе, в которой все время прогнозируют спад интереса к печатным СМИ, совокупный тираж платных и бесплатных газет за пять лет вырос на 14,24%, а количество новых изданий за тот же период увеличилось на 15,86%. «Цифры свидетельствуют о тихой революции в запуске новых ежедневных газет, – подытоживает исследование WAN Болдинг. – Такой стремительный рост числа ежедневных изданий по всему миру остался по большей части незамеченным маркет-мейкерами и медиааналитиками, одержимыми цифровой медиареволюцией. Между тем в реальном мире количество газет и их тиражи продолжают неуклонно расти». Высокие мировые показатели, впрочем, пока что не влияют на ситуацию с бумажными СМИ в России. «Тот рост, о котором сообщает WAN, является результатом качественных изменений внутри газетных СМИ, – комментирует мировые показатели вице-президент Гильдии издателей периодической печати (ГИПП) Евгений Абов. – Принципиально меняются бизнес-модели, редакционные концепции, появляются новые креативные сценарии продвижения и сбыта». При этом эксперт отмечает, что все эти составляющие западного успеха пока еще не характерны для российской газетной отрасли. «Рекламный рынок у нас растет,– отметил Абов.– Но читательская аудитория не увеличивается, не растет охват, не появляются новые читатели, аудитория стареет. Похвастаться такими хорошими показателями мы сможем, когда научимся работать так же, как работают в остальном мире». С Евгением Абовым в оценках отечественного рынка прессы согласен и руководитель измерительной компании TNS Gallup Media Руслан Тагиев. «За последние несколько лет интерес к газетам в России остается достаточно стабильным, – сказал он «Газете.ру». – Мы не можем говорить, что за прошедшие годы наблюдается спад интереса аудитории к газетам. И тут надо понимать, что между интересом аудитории и ростом тиражей нет прямой корреляции. Но мы не можем констатировать ни серьезного падения, ни уверенного роста аудитории». Между тем эксперты отрицают значительное влияние новых медиа на газетный рынок – в данном случае под новыми подразумеваются как интернет-издания, так и получение новостей на мобильные телефоны и карманные компьютеры. «Я бы не стал утверждать, что в России сейчас существует тенденция к переходу от старых традиционных медиа к новым», – подчеркивает Тагиев. По мнению Абова, в связи с появлением новых медиа проблемы возникли не только у газет, но и у всех традиционных СМИ – и эфирных, и бумажных: «Все медиа сейчас вынуждены приспосабливаться к новой меняющейся медиасреде. И газеты во всем мире начали к этим условиям приспосабливаться одни из первых». Adindex.ru
|