Томск
выбрать регион | карта сайта
Поиск по сайту:  
Главное меню
Главная
Выбор региона
Карта сайта
Расширенный поиск
Каталог рекламных фирм
Каталог товаров и услуг
Изготовление рекламы
Размещение рекламы
Стимулирование сбыта
Обордование и материалы
Портфолио рекламных фирм
Инструменты рекламиста
Типовая продукция
Каталог тендеров
Работа
Образование
Голосования
Топ 100 сайтов
Новости
Новости компаний
Российские новости
Мировые новости
Аналитика и публикации
Справочная информация
Рекламный форум
 
Опрос на MediaPilot Online
Сторона вашего участия в рекламе
Рекламист - сотрудник рекламной фирмы
Заказчик – сотрудник компании-заказчика рекламы
Я рекламой не занимаюсь.
 
Реклама

Главная / Аналитика и публикации / Рекламный совет /
Добавить в избранное
Версия для печати

Нужно ли учиться рекламисту?


18.01.2007

Нужно ли учиться рекламисту?

На рекламном рынке уже обозначились компании, которые можно назвать обучающимися, в них специалисты черпают знания и идеи из любых источников. Руководство этих компаний узаконило обучение менеджеров, убедившись, что инвестировать в обучение выгодно, затраты неизбежно приносят многократную прибыль.

Вряд ли стоит спорить с таким убеждением. Хотя, думаю, найдутся и те, кто приведет немало примеров успешности рекламистов, не имеющих какого-либо специального образования, но которые действовали по наитию, и у них все получилось. Так надо ли учиться? Если да, то чему и как? Каким должно быть образование работников рекламной сферы? Каким его видят эксперты-практики, люди, известные в рекламном сообществе?

Мы задали примерно одни и те же вопросы преподавателям единственной специализированной программы повышения квалификации для руководителей высшего и среднего звена «Современная система управления рекламным и медиабизнесом», созданной «Центром бизнес-образования» Ассоциации РФР на базе Высшей Школы Экономики и успешно завершившейся в 2006 году. Каков, по их мнению, уровень подготовленности региональных рекламистов?

Владимир Коровкин, заместитель генерального директора компании Foote Cone & Belding:
- На мой взгляд, сейчас на рекламном рынке существует проблема разности уровня. Если в тех же США (или Англии) агентство номер 50 на рынке предоставляет клиенту примерно такое же качество услуг, что и агентство номер 1 (а порой и лучше), то нашим средним и малым агентствам не хватает элементарной практической школы, опыта работы с серьезными клиентами. Нет знания конкретных процессов, технологий.

Я, действительно, довольно часто встречаюсь с рекламистами и рекламодателями из регионов. При этих встречах постоянно держу в голове примеры агентств, вроде Wieden & Kennedy (Портленд) или Fallon McElligot (Миннеаполис). Будучи основаны в американских аналогах нашего Магадана или, скажем, Воронежа, они превратились во всемирные сети. Я уверен, что рано или поздно то же произойдет и в России: агентства из городов-«миллионников» (как минимум) выйдут на национальный уровень. Это неизбежно - столь огромная страна не может быть полностью централизованна. Даже при работе с клиентом в Самаре московское агентство сталкивается с логистическими трудностями. А что говорить о Красноярске, Иркутске, Хабаровске, Владивостоке!  А для выхода на более серьезный уровень региональным агентствам понадобятся новые знания, новые технологии. Следовательно, о системном образовании, которое сформирует стратегическое мышление, следует задуматься уже сейчас.

Михаил Рюмин, исполнительный директор "Дымшиц и партнеры":
- Как известно, профессионал – это не тот, кто все знает, а тот, кто знает, где найти нужную информацию. В области рекламы и маркетинга этот посыл особенно актуален, так рекламисты зачастую «ищут» не там. Американская система профессионального образования в области маркетинга, построенная на изучении case-study, сегодня, к сожалению, доминирует как подход к профессиональному образованию рекламистов и маркетологов во всем мире. К сожалению – потому, что каждая маркетинговая ситуация – уникальна, а каждый case – неполон. Следовательно, сколько бы Вы case-study не изучили, это не очень-то поможет Вам принять единственно правильное решение (или посоветовать принять его Вашему клиенту) в вашей уникальной ситуации. 

Такое образование (основанное на case-study) мне напоминает старый анекдот, который когда-то был даже экранизирован грузинскими кинематографистами. Одного селянина попросили достать кошку, которая залезла на дерево – он накинул на нее петлю, затянул и сильно дернул – кошка упала и разбилась. «Странно, - сказал селянин, - на прошлой неделе в соседней деревне из колодца так кошку доставали – жива осталась». На этого селянина похожи многие маркетологи и рекламисты, которые строят свою деятельность на их собственной интерпретации того, что они видят вокруг. Самый распространенный вопрос, который мне задают на лекциях: «А почему другие так делают / не делают?». Профессионал не должен ориентироваться на виртуальный мир, созданный другими профессионалами, он должен работать с использованием научных принципов и подходов. 

Мне думается, необходимо расширение профессионального образования маркетологов за счет задействования в преподавательском процессе специалистов по психологии, географии, социологии, статистике и лингвистике. Надо «обратиться к истокам», как говорится. Мы в свое время в «Дымшиц и партнеры» проводили «Академическую неделю», на которой выступали профессора, доктора и кандидаты по психологии, социологии, географии и др. Они читали как будто базовые вещи с их точки зрения, но для большинства присутствующих они становились откровением, «все объясняющим». Люди, имевшие серьезный практический опыт в рекламе и маркетинге, смогли, наконец, обрести научную основу для своих эмпирических знаний.
  
За 10 лет преподавания маркетинга могу смело утверждать: маркетинг – это не наука, это практическая деятельность, которая строится на базе изучения таких дисциплин, как психология, социология, статистика, лингвистика и география (последней темы, например, нет даже в образовательных стандартах по маркетингу, хотя это основная научная дисциплина для любого розничного бизнеса). Соответственно, именно изучение перечисленных научных дисциплин – их принципов, концепций, инструментария – позволит рекламисту и маркетологу повысить свой профессиональный уровень. Формирование курсов с упором на эти дисциплины в прикладном аспекте рекламы и маркетинга – на мой взгляд, наиболее перспективный путь развития профессионального образования. И привлекать к этому процессу надо не только практиков от рекламы и маркетинга, которые сами часто работают по принципу «все так делают», а профильных ученых, которые могли бы популярно изложить свою область знаний применительно к интересующим нас вопросам.

Михаил Дымшиц, генеральный директор консалтинговой компании «Дымшиц и партнеры»:
- Основная проблема рекламного бизнеса - слабый уровень и  безграмотность клиентов. В этот уровень большой "вклад" вносят сами рекламисты, часто раздавая призы на фестивалях и пиаря "творческие", но абсолютно бесполезные рекламные материалы (для российского рынка показательны проекты типа  ОВИПЛОКОС, ребрендинги операторов сотовой связи и т.д.).

Но рекламисты не могут быть лучше и профессиональнее клиентов, так как платит клиент и платит только за то, что лично ему нравится. Но это, по большому счету, неправильно. Рекламист должен быть профессиональнее клиентов, должен уметь приводить аргументы и уметь убеждать.  

Про необходимость образовательных проектов говорить не нужно: они необходимы. Но существует проблема: слушатель не явно, а то и явно задает вопрос "как мне продать мои услуги", но что я могу ему ответить, если он предлагает бесполезное для рекламодателя действия или носители (например, брендмобили, на редкость бесполезное было явление). Так что надо все-таки разделять тренинги продаж (задача которых продать то, что есть) и профессиональное обучение как таковое, задачей которого является формирование понимания своей деятельности как таковой.

Михаил Гулейков, менеджер по внедрению концепции розничных продаж ТНК-ВР Менеджмент:
- Я считаю, что региональные специалисты должны давать клиентам системный, стратегический подход к решению бизнес-задач.

Также нужно учиться продавать себя клиентам не только за счёт выгодных условий и личных связей, но и демонстрируя способность понять клиента и решить его маркетинговые (не только рекламные) задачи лучше других. Показать ему альтернативы развития его бизнеса – то, что не всякий клиент и сам видит. Как раз за счёт системности подхода.

Рекламист должен учиться стратегии развития бизнеса,  изучать передовой российский и западный опыт, думаю, что в идеале на программе MBA.

Сергей Веселов, директор по маркетинговым исследованиям Аналитического центра «Видео Интернешнл»:
Сначала - об уровне подготовки рекламистов в регионах. В целом уровень рекламистов в нашей стране – я не берусь судить о креативе, а говорю лишь о маркетологах и менеджерах-рекламистах – не очень высок. По вполне понятным причинам в регионах в сравнении с Москвой и Питером он еще ниже, хотя довольно много рекламистов, успешно работающих в настоящее время в столицах, перебрались сюда из провинции. Я не могу сказать, что в регионах нет профессионалов, но поскольку уровень доходов рекламистов в регионах существенно – в разы – ниже, чем в Москве, то почти все региональные рекламисты при первой появившейся возможности охотно перебираются в центр. А московские рекламные структуры внимательно смотрят – где можно «позаимствовать» хорошего специалиста, да еще незадорого по столичным меркам. Все это, разумеется, не способствует резкому росту профессиональной подготовки рекламистов в регионах, хотя их сегодняшний уровень, конечно же, существенно выше того, что было, скажем, пять-семь лет назад. Поэтому учиться, конечно же, необходимо.

Самая распространенная форма обучения – «мероприятия-однодневки». В принципе они, наверное, то же имеют право на существование  и на них, думается, во многих случаях слушатель может получить какую-то полезную ему информацию, может познакомиться с какими-то приемами, технологиями. Основной недостаток этой формы – несистемность в образовании: сегодня узнал об этом, завтра – о том, послезавтра – еще о чем-то. А как это все соотносится между собой, и что еще мне, слушателю, нужно, я не знаю.

На мой взгляд, курсы или долгосрочные программы – пожалуй, наиболее востребованное и наиболее доступное для получения более или менее системных знаний направление. Во-первых, оно позволяет концентрировать внимание на целом ряде взаимосвязанных тем, проблем, вопросов. Во-вторых, в рамках этого направления достаточно гибко можно подстраиваться под запросы слушателей, под требования рынка, поскольку здесь нет тех сверхзаформализованных правил, что можно преподавать, а что нет (типа «не соответствует государственному стандарту по специальности Реклама»), которыми «задавлены» вузы. В-третьих, здесь самая высокая эффективность с точки зрения соотношения результата и затрат – получения необходимых знаний и затрат времени на это.

Борис Еремин, президент российского отделения МЕЖДУНАРОДНОЙ РЕКЛАМНОЙ АССОЦИАЦИИ  (INTERNATIONAL ADVERTISING ASSOCIATION):
- В любом случае, чему надо учиться –  так это коммуникативным  технологиям. Учиться умению выдвигать идеи, думать, а еще лучше думать, имея данные. А не просто предполагая, прогнозируя что-то.

Как раз системное образование позволяет анализировать практику. На мой взгляд, многолетний опыт, накопленный внутри сообщества, подтверждает, что в российском рекламном бизнесе практически отсутствует стратегическое планирование. Времени нет на осмысление стратегии развития бизнеса, да и базовое образование не позволяет. Попасть, конечно, можно в точку на основе своих ощущений, так бывает, но далеко не всегда.

Я считаю, что одной из бед российского рекламного образования является проведение мастер-классов – рассказы о том, как успешно кто-то что-то сделал. Он рассказывает о конкретных примерах -  смотрите, мол, как я попал! На мастер-классы идут люди учиться, но научиться на них нельзя. Мотив к деятельности после них появится: хотим быть, как он! Но не может быть пользы от разовой встречи, если она длилась два часа. Я, например, не соглашаюсь проводить такие занятия: системно за несколько часов передать знания невозможно. Поэтому, думаю, необходимо учиться на долгосрочных программах.

Мнения экспертов сходятся в одной точке: рекламистам необходимо повышать свой образовательный уровень. Не блуждать наугад без компаса, роль которого как раз и может сыграть долгосрочная образовательная программа, которая позволит привести в систему имеющиеся знания и получить новые. Такая программа уже разработана «Центром бизнес-образования» Ассоциации РФР совместно с Институтом Коммуникационного Менеджмента при Высшей Школе Экономики – «Менеджмент маркетинга в рекламном бизнесе», которая ждет своих первых слушателей. Думается, что эта программа сможет помочь рекламистам  сформировать целостное представление о происходящих на рекламном рынке и в их компаниях процессах.

Наталья Беляева, Ирина Андреева.


Комментарии:


Александр
2007-03-30 17:52:51
Учиться или нет - вопрос бессмысленный. Конечно учеба необходима в любой отрасли. Вопрос в другом, где, когда,чему учиться. Учеба в общем смысле имеет смысл только для тех, кто сам учит, для кого учеба это профессиональная деятельность. Руководитель компании, заключивший договор на обучение персонала рискует больше потерять, чем получить, если каждый из его работников не будет видеть реальной пользы для себя лично от обучения. Отбыть номер на тренинге вместо того, чтобы выполнять работу - милое дело.
Наверное нужна какая-то предварительная "агитационная" работа. Ознакомить обучаемых с программой тренингов, уровнем подготовки тренеров, их достижениями и пр. Я думаю что любой организатор тренингов и семинаров с удовольствием предоставит нужную информация. Например такую, как представлена на сайте московской бизнес школы.
Но этой информации все равно будет недостаточно, если "ученики" будут сомневаться в том,что обучение выгодно лично им, а не только фирме. Мы все работаем, чтобы зарабатывать. Разве это новость?
17.08.2018
Любопытные факты о рекламе
1. Каждый год люди тратят на рекламу больше, чем пятьсот миллиардов долларов. Это по-настоящему огромная сумма денег. 2. Привычный для всех нас рекламный баннер впервы...
Подробнее
09.08.2018
Смерть киосков, падение тиражей, опасные законы – Роспечать о рынке печатных СМИ-2012
Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям подвели итоги 2012 года в области рынка «бумажны...
Подробнее
09.08.2018
Изменения на рекламном ТВ-рынке: что ожидать от поправок в федеральный закон «О рекламе»
К чтению готовы Законопроект, предлагающий кардинально изменить правила размещения рекламы на Т, принят Г...
Подробнее
Вход на сайт
 
Реклама


Инструменты рекламиста
Календари на 2016 год