Аудитория печатных СМИ Интернетом прирастать будет?Только глухой нынче не слышал разговоров о том, что скоро Интернет заменит собой и телевизор, и радио, и – уж тем более! – газеты и журналы. Мол, зачем современному человеку выписывать какое-то издание, если всю необходимую информацию можно найти в Сети, не выходя из комнаты. Однако, чтобы что-то где-то найти, надо, чтобы кто-то это что-то туда положил… Задавая поисковику интересующий тебя вопрос, обязательно обнаруживаешь в листе выдачи ссылки на сайты онлайновых версий самых известных мировых и российских СМИ, потому что ответы на наши вопросы содержатся в статьях, интервью и комментариях специалистов, подготовленных все теми же журналистами. СМИ в Рунете существуют как в виде онлайновых проектов, так и в виде версий печатных/электронных изданий. Но в основном это проекты столичных издательских домов. А региональными СМИ сайты нужны? Этот вопрос я задала екатеринбургским практикам СМИшного сайтостроения Роману Симачевскому, проект-менеджеру Портала делового общения http://www.dkvartal.ru/ («Деловой квартал»), и Михаилу Бакину, главному редактору журнала «ТехСовет» ( www.tehsovet.ru). Михаил Бакин: У нашего журнала довольно долго не было адекватного представительства в Интернете. Потому что как раз опыт – сын ошибок других печатных изданий – как-то не вдохновлял. Понятно, что Интернет-каталогов, справочников, магазинов и прочего – пруд пруди. А для журнала, который печатает статьи, Интернет – как счастье, так и несчастье одновременно. Подготовка контента связана с серьезными затратами. И на бумагу мы стараемся допустить его (контент) за «умеренную плату». Собирать же плату за размещение статей в Интернет-ресурсе как тематическом СМИ, по-моему, пока никто не научился. Но если все-таки на это дело примерять бизнес-план, то критерием должна стать аудитория издания. Общественному, культурному, религиозному, развлекательному и др. (местному, провинциальному) – сайт в виде «зеркала», по моему представлению, не нужен. Аудитории этих изданий малы, при том довольно разношерстны, состоят из людей, «явно неравнодушных». Больше уйдет на работу с ними, всякое модерирование, обратную связь и проч. – а кто эту аудиторию купит? А вот, к примеру, будь где-нибудь в округе почтенное финансовое издание – его сайт точно бы расширил границы познания и общения для его аудитории. Кстати, эта аудитория, даже будучи не сильно великой, точно представляла бы рыночный интерес: люди не болтливые (некогда), состоятельные, при том – деловые (ищущие суть дела, улучшение дела, новое дело…). Эти ребята не будут «пастись» на сайте. Но, зашедши, спросят: а подать сюда вот такую информацию – уж если я тут к вам, буквально что пришел! Если это рекламодатель бумажного журнала – так то ж почетный посетитель, и уж применить к нему клиентоориентацию сам Бог велел. Он за делом пришел – дело получил и доволен (не получил – значит в редакции… всегда есть кому получить). И это без лишней тоски спецфорумов, пальцатости блогов, путаницы гиперссылок… Роман Симачевский: Собственно, из этих двух задач мы и исходили, когда затевали свой Портал делового общения. И обе задачи я считаю выполненными. Конечно, нет предела совершенству, и мы продолжаем к нашему сайту что-то привинчивать-прикручивать, но в целом, я считаю, нам удалось осуществить задуманное. - Насколько я знаю, в рамках Абак-пресс все проекты должны быть финансово самостоятельными… Это тоже удалось? - Да, мы размещаем баннерную рекламу. Не скажу, что это у нас инструмент для зарабатывания денег, но на уровень самоокупаемости мы вышли. - За возможность ознакомиться с контентом печатного издания читатель платит деньги, либо покупая, либо выписывая его. А может ли стать статьей дохода продажа контента Интернет-версии? - Я выделил бы в развитии сайтов печатных СМИ три этапа: первый – это просто визитка в Интернете, чтобы можно было найти хотя бы координаты издания, сведения о том, где его можно купить или как подписаться. Затем мы привлекаем людей к общению, к тому, чтобы они могли прочитать и обсудить материалы. Когда читателей материалов становится настолько много и это им так интересно – вот тогда уже можно часть статей «закрывать», организовывая платный доступ. Насколько мне известно, ряд онлайновых СМИ это уже практикует – значит, их контент в Интернете уже является товаром. - А нет опасности перераспределения аудитории в пользу электронной версии издания? Наверное, «Деловому кварталу» неинтересно терять выручку от подписки и от продажи издания? - Мы изучали этот вопрос с помощью специального исследования, которое показало, что если и были какие-то отказы от подписки в этот период, то не по причине появления электронной версии журнала. К сожалению, пока большинство сайтов печатных и электронных СМИ Екатеринбурга больше напоминают визитки. Но процесс «интернетизации» необратим – значит, все более актуальным становится вопрос представительства средств массовой информации в глобальном хранилище этой самой информации. Им не жить друг без друга… Ольга Зверева
|