Разъяснительная записка. Первые пояснения к закону «О рекламе» заняли 15 страниц
Подготовленная специалистами ФАС аналитическая записка сегодня размещена на сайте службы. Как и предупреждали рекламисты, в законе оказалось слишком много норм, допускающих двоякое толкование. Дав разъяснения по 30 пунктам, ФАС обещает вскоре высказаться еще по целому ряду противоречивых положений закона.
Среди норм, которые прокомментировала ФАС, в частности, статьи закона, регламентирующие телерекламу и рекламу пива. Так, служба объясняет, как ее территориальные управления должны рассчитывать допустимый объем телерекламы в течение часа. По новому закону, с 1 июля общая продолжительность рекламы на ТВ не может превышать 20% вещания в течение часа и 15% — в течение суток. Допустим, начало вещания телеканала не совпадает с началом астрономического часа, например, начинается в 8.30. В этом случае ФАС рекомендует исходить из реального объема вещания до начала следующего астрономического часа, то есть 20% считать от 30 минут. А далее с 9,00 считать объем рекламы от полного часа. Комментируя ограничения, наложенные на рекламу пива, чиновники сообщают, что новый закон не содержит запрета на размещение рекламы пива на транспорте. При этом они уточняют, что, если маршрут транспортного средства проходит менее чем в 100 метрах от объектов, где пивная реклама запрещена (стадионы, учебные заведения), реклама на транспорте становится незаконной.
Тем не менее у рекламистов и их клиентов остаются вопросы, на которые ФАС так и не дала ответов. Так, в среду Союз российских пивоваров направил в ФАС письмо, в котором, в частности, спрашивал антимонопольное ведомство, будет ли считаться рекламой изображение пивных брэндов, если они нанесены на фирменную одежду персонала во время проведения промо-акций. Кроме того, пивовары не понимают, могут ли они размещать информацию о себе как о спонсорах, например, на стадионах.
Теле- и радиовещателей волнуют требования к спонсорской рекламе. Согласно новой редакции закона, теле- и радиопередачи могут прерываться спонсорскими заставками лишь в начале и непосредственно перед окончанием этих программ. Руководители телеканалов и радиостанций указывают, что зачастую одна передача состоит из различных рубрик и у каждой из них есть свой спонсор. Например, в утреннем радиошоу есть выпуски новостей, обзор прессы, прогноз погоды, викторины и т. д. «Из-за этого с 1 июля нам придется рассматривать рубрики как самостоятельные передачи и анонсировать их в сетке вещания именно в таком качестве»,- говорит Александр Полесицкий, гендиректор «Европейской медиагруппы», управляющий радиостанциями «Европа Плюс», «Ретро FM», «Радио семь на семи холмах». Участники рынка ожидают, что начиная с июля ФАС столкнется с многочисленными фактами нарушения рекламного законодательства. Выполнить все нормы неоднозначного закона будет невозможно. «Законы правильные, проработанные исполнятся быстро. Закон 'О рекламе' недоработан, в нем есть ряд лазеек и дефектов,- говорит директор Центра правовой поддержки рекламной деятельности Вадим Нечуй-Ветер.- Так что эффективность его действия особенно на начальном этапе будет низкой, следует ожидать постоянных споров о применении нового закона».
По мнению экспертов, чтобы в полном объеме отследить все факты нарушения нового закона, сотрудникам ФАС пришлось бы отдать контролю за исполнением норм рекламного законодательства все свои ресурсы. За год все территориальные управления ФАС регистрируют в среднем 13—14 тыс. фактов, имеющих признаки нарушения рекламного законодательства. По ним возбуждаются в среднем 2—3,5 тыс. дел. «С вступлением в силу закона 'О рекламе' штат территориальных управлений останется неизменным,- отмечает Дмитрий Бадалов, директор консалтинговой компании 'Фенек'.- А их сотрудники и так уже давно работают на пределе возможностей».
СЕРГЕЙ СОБОЛЕВ, ТИМУР БОРДЮГ
Источник: КоммерсантЪ