Транспорт в рекламе не нуждается
Новый закон "О рекламе" обещает перекроить весь рынок рекламы на транспорте. Туманные формулировки законодателей поставили в тупик всю транспортную отрасль России.
Закон, который вступает в силу с 1 июля, определяет, что "распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, не допускается". Формулировка, по мнению руководителей ряда предприятий общественного транспорта страны, весьма расплывчатая. Свои вопросы и опасения они высказали на заседании экспертного совета по применению законодательства о рекламе Федеральной антимонопольной службы (ФАС).По словам заместителя руководителя ФАС (а именно этот орган власти будет обеспечивать соблюдение данного закона), председателя экспертного совета Александра Кашеварова, основная проблема заключается в том, что ни один законодательный акт не дает точной формулировки понятия "транспортное средство".
- Возьмем, например, железнодорожные и речные вокзалы, аэропорты, автобусные станции, - сказалКашеваров. - По законодательному определению, например, железнодорожного транспорта инфраструктура является его составляющей частью, а не наоборот. На наш взгляд, инфраструктура вряд ли может включаться в понятие "транспортное средство". Если же следовать за мыслью законодателей, то и на вокзалы, станции и аэропорты распространяется "звуковое ограничение".
Заместитель начальника Управления контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства ФАС Сергей Пузыревский считает, что поскольку в законодательстве нет оговорки о конкретном транспортном средстве, то требование об ограничении рекламы, по всей видимости, придется распространить и на личный транспорт. "Это будет очевидный перебор. В таком случае сотрудникам ФАС придется самих себя штрафовать!" - отметил эксперт.
На защиту пассажиров как потребителей услуги встал президент Санкт-Петербургского общественного совета по рекламе Сергей Пилатов.
- На самом деле такой пункт в законе возник из-за многочисленных жалоб на то, что люди вынуждены слушать рекламу в транспорте, - заявил он. - Когда человек находится в замкнутом пространстве и не имеет возможности выйти, чтобы не слышать рекламу, она должна быть запрещена. Сюда же нужно отнести и эскалаторы в метро. Что касается радио, то это вообще нарушение прав потребителей, если им приходится слушать в поездке нелюбимую радиостанцию. Это самый правильный подход, который распространяется на поезда, самолеты и пароходы. Другое дело вокзалы, где пассажир может перейти в другой зал. Там рекламу, наверное, можно разрешить.
Тем не менее абсолютно однозначной оказалась позиция антимонопольного органа в отношении звуковой рекламы в общественном городском транспорте - автобусах, троллейбусах, трамваях - она будет запрещена. Так же отрицательно оценивается и размещение в некоторых маршрутных транспортных средствах световых дисплеев, на которых транслируется реклама, сопровождаемая звуком. "Сама зрительная трансляция не подпадает под запрет, но ее звуковое сопровождение представляется нарушением вводимых с 1 июля требований",- уточнил Пузыревский.
По мнению академика Российской академии рекламы, эксперта Ассоциации коммуникационных агентств России Вячеслава Черняховского, причина столь бурного обсуждения закона накануне его вступления в силу связана со спешкой и плохой редактурой документа.
- Я не думаю, что здесь прослеживается попытка найти выход из серьезной ситуации, - сказал он "Гудку". - Рыхлость и неточность текста остались и после принятия закона.За тот короткий период, что мы ушли от советского законодательства к российскому, считает Черняховский, у нас не появилось ни специалистов, ни учебников по написанию законов. Наши законодатели использовали зарубежные кодексы рекламной деятельности, которые являются на самом деле не обязательными для исполнения, а представляют собой набор добровольных обязательств. Но в России принят не кодекс, а закон, который не предполагает "добровольности" исполнения его статей. И компании, осуществляющие радиовещание на транспорте, пытаются сегодня в нем разобраться и подготовиться к его вступлению.
Причем каждый вид транспорта уверен, что законодательные новации не коснутся его в силу определенных причин.
- Метрополитен - это не просто транспортное предприятие, он осуществляет массу функций, в том числе предоставляет и услуги связи. Так что к нему неприменим термин "транспортное средство", - сказала "1удку" генеральный директор радиопрограммы Московского метрополитена "Риома-М" Елена Сладкова. - Мы отправляли запрос в ФАС, выясняя, каким образом новый закон "О рекламе" может коснуться нас. И выяснили, что никак не коснется. Наша радиопрограмма транслируется на эскалаторах, а ФАС не причисляет эскалаторы к транспортным средствам.
Поэтому радиопрограммы Московского метрополитена будут выходить по-прежнему.
В том, что новые законодательные ограничения не коснутся и железнодорожного транспорта, уверен главный редактор "Радио РЖД" Игорь Красов.- Начнем с того, что наша информация подается не как реклама, а как предоставление дополнительных услуг пассажирам. И в случае каких-либо претензий я это в любом суде докажу, - отметил он, - Радио в поездах сообщает об услугах, которые могут оказаться полезными пассажиру, например о медицинских учреждениях по пути следования поезда. Во-вторых, в новой редакции закона я не вижу никаких предписаний для радио. В законе говорится о некоей "звуковой рекламе с использованием транспортных средств" или о "звуковом сопровождении рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств". Мы же - радио, у нас радиопередачи, а не "звуковая реклама".
Как прокомментировал "Гудку" ситуацию Тимур Ахмедов, заместитель генерального директора железнодорожного рекламного агентства "Лайса", "в настоящий момент мы имеем принятую редакцию нового закона "О рекламе", в которой, помимо прочего, содержится и статья о звуковой рекламе. Статья эта неоднозначна. Ее неоднозначность признает и ФАС, на которую, собственно, и возложена функция контроля за исполнением этого закона. ФАС уже озвучила свою позицию по поводу спорной статьи. По словам ее представителей, есть два пути разрешения спорных моментов: либо вносить поправки в закон, либо оспаривать его положения через суд. Я думаю, если рекламные агентства, занятые на транспорте, начнут судиться, закон несколько видоизменится и примет более однозначный вид".
Источник: Елена Кудрявцева, Юрий Мацарский Advertology.ru