«Нравится — не нравится»: чья это проблема?
Является ли критерий оценки труда копирайтера «нравится — не нравится» эффективным и как следует к нему относиться? Объективно это не критерий оценки работы. Но фактически, так уж сложилось, это проблема копирайтера.
Автор: Санат Сейдеханов
Креативный директор рекламного агентства The «Fifthfloor»
г. Алматы
Прошлая статья автора — Что в рекламе хорошо, а что плохо. |
Каждый копирайтер сталкивается в своей работе с вынужденным, порой многократным переписыванием текстов. Хорошо, если И. О. критика в состоянии членораздельно разъяснить, почему текст не годится. Чаще всего эккаунт-менеджер или менеджер заказчика не могут, либо не желают профессионально прокомментировать работу копирайтера: «Мне не нравится и все тут! Не помню почему. Пиши еще».
В подобных ситуациях, если это не банальный дискомьюникейшн между креативщиком и менеджером, важно вовремя распознать проблему копирайтера.
Проблема 1: плохая привычка.
С одной стороны редко кто из обычных людей мыслит непредвзято, руководствуясь логикой. Объективных судей не бывает. Ведь легче поддаваться чувственным импульсам, чем напрягать извилины и анализировать. Поэтому не будем судить строго. Если уж человеку что-то не нравится, значит, он чувствует, что это не то. У него же в голове встроенный нержавеющий детектор дерьма установлен.
С другой стороны внутренний мир каждого простого человека настолько глубок и богат, что копирайтер просто вынужден разобраться сначала в личности критика, а потом уже в брифе. А как иначе он напишет шедевр для того, кто будет оценивать его титанический труд? Если копирайтер завел себе нехорошую привычку подстраиваться под цензуру, то его ценность катастрофически падает. Дело усугубляется еще и тем, что копирайтер-цензурщик сильно зависит от личности критика и не думает о влиянии на целевую аудиторию. Заметим, что критик к целевой аудитории не относится, потому что он не потребитель — он уже критик, что обязывает. А это две разные психологии. Поэтому копирайтер будет писать и писать, не чувствуя дна под ногами. И все без толку.
Пытаясь выпутаться из этой истории, копирайтер переписывает текст до тех пор, когда критикам нравится уже решительно всё. Или включает откровенный «говномёт», зная, что довольно часто людям по какой-то неведомой причине это нравится.
Почти всегда замечаешь, что предпочтения эккаунта и заказчика не совпадают. У обоих уникальное мировоззрение. Поэтому лучше давать возможность копирайтеру представлять свои отборные идеи непосредственно заказчику. В большинстве случаев не следует ориентироваться на мнение менеджеров.
Проблема 2: переутомление.
В работе копирайтера есть один важный нюанс. Он не должен перерабатывать. Надо всегда делать небольшой перерыв, не дожидаясь, когда каждая идея начинает казаться гениальной. Это тревожный симптом копирайтера-трудоголика. Парадокс же в том, что копирайтер и есть трудоголик, даже если и не выглядит таковым. Он просто изнуряет свои мозги бесконечной работой над собой, над проектом. Его профессиональное честолюбие не позволяет сдаваться, пока он не сдаст свой лучший вариант. Профессиональный навык копирайтера состоит в том, чтобы постоянно держать свой ум в состоянии поиска информации и идей на заданную тему. Со временем вырабатывается стойкий поисковый рефлекс. Ты смотришь фильм, слушаешь радио, читаешь журнал, прогуливаешься по парку, или просто спишь и вдруг натыкаешься на интересную мысль.
Мозг копирайтера всегда внутренне сосредоточен на какой-нибудь задаче, мучаясь непрерывным творческим процессом. Эффект становится гораздо выше, если научиться психологически расслабляться, т. е. находиться в медитативном состоянии. Тогда мозг работает аккуратно и задействует неисчерпаемые ресурсы подсознания.
Проблема 2: слабая профессиональная подготовка.
Хороших писарей чрезвычайно много. А копирайтеров вечно не хватает. И не будет хватать. Таких сумашедших, для которых смысл жизни постоянное профессиональное самосовершенствование меньшинство. Обычно люди успокаиваются на достижении приемлемого уровня работы.
Хороший копирайтер всегда найдет способ повысить свою подготовку. А способов достаточно — это и книги, и тренинги и опыт наставников. В противном случае, эта работа ему не по душе. Для этой работы главный инструмент повышения профессионализма — неуемный азарт и желание учиться и работать. Знаете, как собак для охоты на зверя выбирают — способная собака буквально землю грызет, чтобы добраться до добычи.
Проблема 4: работа не по призванию.
В целом, выводы те же, что и по третьей проблеме. Остается добавить лишь, что человеку, который попал на работу копирайтером по чудному стечению обстоятельств, жизнь покажется сплошным кошмаром. Здесь работает старый добрый естественный отбор.
Автор: Санат Сейдеханов
Креативный директор рекламного агентства " The Fifthfloor"
г. Алматы
http://www.adme.ru/column/2006/05/17/6333.html