Виссарион Сибиряков о границах применения ТРИЗ
- Приведите, пожалуйста, примеры применения ТРИЗ-инструментария в менеджменте, в выстраивании (налаживании) коммуникаций (например, между брендом и потребителем).
- В семинарах и на заказах по управлению и маркетингу мы обычно пользуемся моделью «Пирамида потребностей» Абрахама Маслоу. Модель это получена на основе большой статистики. Поэтому она верна как для анализа Клиентов в маркетинге, так и для анализа сотрудников в менеджменте. Да плюс ещё немножко «сильного мышления». И получим три пирамиды.
Первая – общеизвестна.
Вторая пирамида – творчество слушателей одного из наших семинаров по управлению.
Поясняю:
- Если человек ставит себе близкие «колбасные» цели, то, что останется после него? Кучка удобрений…
- Если человек стремится обеспечить процветание своему ближнему окружению? Память потомков и близких людей. Лет на 20-30, не более…
- Дальнее окружение, район-область-регион? Назовут улицу и даже поставят памятник. А вот кому он поставлен, будут помнить только ветераны. Лет 40-50.
- Нация, народ… Это уже надолго. Имя попадёт в историю, в учебники. Именем назовут город. Иностранцы будут «что-то слышать о…»
- И только Общечеловеческие ценности - ценности вечные, безусловные, общеразумные. Критерии их оценки и признания лежат, как правило, в области нравственности. Общечеловеческие ценности ориентированы на развитие жизни, расширение её горизонтов, увеличение её длительности…
Это - в памяти человечества.
Я считаю, очень важно для человека осознать своё место в этой пирамиде. Это важно и для управленца - в зависимости от этого дальше можно строить коммуникацию с человеком-клиентом-подчинённым-партнёром…. Вопросы есть?
Третья пирамида – аналог Маслоу, но для фирмы.
Поясняю:
- Фирма – живой развивающийся организм. Ему надо обеспечить нормальную «физиологию». Фирма «питается» информацией, деньгами, сырьём, клиентами…Фирма чего-то «выделяет» - переработанную информацию, продукцию, уволенных людей…
- Любой фирме нужна безопасность – экономическая, информационная, правовая и др. Решётки на окнах, охрана, видеонаблюдение – отсюда.
- На следующем уровне фирмы начинают объединяться в группы. Так появляются Ассоциации (страховщиков, банкиров, охранников и т.д.)
- Далее – надо выделиться из группы себе подобных! И начинаются соревнования по «крутизне». Чья машина (секретарша, мебель, компьютер, офис….) круче!? Переболев этими детскими болезнями начинают задумываться (не все!) о Миссии фирмы, об её имидже, акциях PR, благотворительности… О вечном, словом.
- И далеко не все доходят до уровня творчества в бизнесе.
А без этого – без аналитики, прогнозирования, решения бизнес-задач, - невозможно планирование. То есть управляемое развитие фирмы. Разве не это – мечта любого бизнесмена?
Поработайте с этими тремя моделями-пирамидками. «Покачайте» по ним себя, своё окружение, своих друзей, свою фирму. Сделайте из них СВОЮ модель. Бардака и хаоса в жизни станет меньше. Если постараетесь.
- Есть ли области человеческой деятельности, где технологии не работают?
- Вы имеете в виду технологии сильного мышления? Или технологии вообще? Слово TECHNOLOGY от греческого корня techno — ИСКУССТВО — сегодня означает научно обоснованный метод достижения практической цели. Технологии рождаются, развиваются и умирают.
На семинарах нас часто спрашивают: «Есть ли границы применения ТРИЗ?» Это очень важный вопрос. И методический и мировоззренческий. Мы постоянно искали и ищем эти границы. В разных областях техники, от канализации до космонавтики – не нашли. В генной инженерии, электронике, оптике – не нашли. В социальной сфере. В бизнесе, в маркетинге и рекламе, в стратегическом планировании. Даже на выборах… Не находили до последнего времени…
ТСМ всё меньше работает там, где всё больше работает «Технология больших денег». А это тоже «технология»! Поэтому я и задал свой первый вопрос. Там уже не работают объективные законы развития систем. Там решения принимаются волюнтаристски, субъективно, часто ВОПРЕКИ законам развития и общечеловеческим ценностям (см. пирамиду №2 выше).
Это, конечно, политика, коррумпированная экономика, массовое сознание и т.д. Там свои, с позволения сказать, «технологии»…Мы с такими системами не работаем. Это наш сознательный выбор. Мы знаем, что эти системы «не идеальны». Это означает, что они обречены на гибель. Нам с ними не интересно. Вот!
Виссарион Григорьевич по-прежнему готов ответить на вопросы читателей сайта, ответы будут опубликованы.