Парижский суд приговорил швейцарскую фирму «Custom diffusion» к штрафу в 65 тысяч евро за распространение футболок с изображением Эрнесто Гевара де ла Серна, больше известного как Че Гевара. Штраф недобросовестные швейцарцы выплатят в два приема – 40 тысяч получит компания, которая обладает правами на этот снимок, а 25 тысяч – дочь фотографа Альберто Диас Гутьереса, который запечатлел легендарного команданте 6 марта 1960 года.
Французский суд в обвинительном заключении уточнил, что швейцарскую фирму накажут не только за нарушение авторских прав, но и за изменение символики – звезду на берете заменили на политкорректный крест.
Бренд ХХ века
«За несколько десятилетий лицо Гевары смотрело на мир с бесчисленного количества маек» Этот суд – далеко не первый в череде судебных исков, связанных с именем самого известного в мире партизана. Между тем лицо кубинского повстанца попало в массы практически случайно – редактор газеты, которому Гутьерес принес свой снимок, публиковать его не стал и предпочел изображение Фиделя Кастро.
Восемь лет спустя Гутьерес подарил снимок итальянскому бизнесмену, который выпустил фотографию в виде постера. Изображение кубинского революционера, который к тому времени уже год как был расстрелян, разошлось с неожиданным успехом. С этого момента он стал не только историческим персонажем, но и одним из самых успешных брендов ХХ века.
За несколько десятилетий лицо Гевары смотрело на мир с бесчисленного количества маек, в Германии его использовали в рекламе Мersedes, в Исландии – на банках кофе, в Польше – продавая компьютеры Apple. В России его использовали в рекламе мобильных телефонов, а роман Виктора Пелевина «Generation P» издательство «Вагриус» выпустило в оригинальной обложке, на которой присутствовали логотипы «Nike», Pepsi и портрет кубинского борца за свободу. Этот набор сложно назвать случайным, поскольку лицо революционера давно отделилось от революции и стало частью массовой культуры. Впрочем, «оранжевая революция» на Украине и «революция роз» в Грузии показали востребованность народного героя свободной Кубы – изображения Че Гевары по-прежнему расходятся «на ура»
Капля водки в чаше терпения
Потомки великого команданте одобряли такое широкое распространение лидера революции, считая, что таким образом его идеи будут услышаны во многих странах мира. О финансовой составляющей речь не шла, поскольку Куба много лет не подписывала Бернскую конвенцию об авторском праве.
Однако в 1997 году Куба конвенцию ратифицировала, вступила в ВОИС (Всемирную организацию интеллектуальной собственности), и появилась возможность потребовать свои законные дивиденды. Однако первым ее использовал сам Альберто Гутьерес, который в 2000 году подал в суд на фирму «Smirnoff».
Фирма использовала образ революционера в рекламной компании водки. По мнению 70-летнего фотографа, такая реклама – кощунство и оскорбление памяти революционера, который не пил не только водку, но и любые другие крепкие напитки. В 2001 году Гутьерес умер, и права перешли по наследству к его дочери Диане Лопес, которая к тому времени уже успела выиграть иск к ассоциации «Репортеры без границ».
Ассоциация выпустила несколько тысяч плакатов с коллажем, где Че Гевара изображал полицейского, а подпись гласила: «Добро пожаловать на Кубу – самую большую тюрьму для журналистов». Иск Лопес удовлетворили, она выиграла 2 тыс. евро, но как только выяснилось, что решение суда об уничтожении тиража не выполнено, она подала новый иск – на этот раз на сумму 1,1 млн. евро.
Другая сторона славы
Иски по поводу использования известных лиц в рекламе в России скорее экзотика, чем обычная судебная практика, – несовершенство российского законодательства и производства самого дела уже давно стали грустной притчей. Тем не менее некоторые пытаются отстоять свои права.
Четыре года назад Елена Папанова, дочь Анатолия Папанова, обратилась в суд с претензиями в адрес киноконцерна «Мосфильм» и компании «СКС-Альянс».
Суть претензии заключалась в незаконном использовании изображения персонажа актера из фильма «Бриллиантовая рука» в рекламных плакатах и роликах фирмы «Антиполицай», которая продавала леденцы для устранения запаха изо рта. Елена Папанова назвала это оскорблением памяти актера, и потребовала взыскать с ответчиков пять миллионов рублей за нарушение ее прав как наследницы. Кроме того, Папанова просила суд обязать ответчиков прекратить использовать изображение ее отца в «некорректной», по ее мнению, рекламе. Однако Савеловский суд столицы после рассмотрения дела иск удовлетворить отказался.
Дочь другого актера, Михаила Жарова, предъявляла иск о взыскании ущерба и компенсации морального вреда издательству «Ад Маргинем» и писателю Владимиру Сорокину. Поводом для иска стало использование на обложке романа «Голубое сало» изображение лица, похожего на актера. Анна Жарова посчитала, что рисунок имеет портретное сходство с внешностью ее отца и ее авторские права, а также права на изображение нарушены. Писатель Сорокин недоумевал, почему иск обращен к нему лично, так как в оформлении обложки он не участвовал, однако никому из обвиняемых ничего платить не пришлось – этот иск не был удовлетворен.
Впрочем, в Европе порой свои права защитить немногим легче.
Знаменитый гонщик Михаэль Шумахер уже несколько лет не может выяснить отношения с художественной галереей, где он изображен в костюме Адама. Его адвокаты требуют, чтобы обнаженного гонщика убрали из композиции.
Однако суд постановил: картина не продается, а только выставляется, поэтому претензии адвокатов к правам на использование лица звезды автоспорта несущественны. В разгаре тяжбы пропали юридические документы, на которые опирались адвокаты Шумахера, и вместо подготовки к ралли знаменитому немцу приходилось лично отвечать на вопросы полицейских детективов.
http://www.vz.ru/society/2006/1/10/18337.html