Российская реклама как индикатор "дедолларизации"
История российской рекламы (включая бренды и т.п.), удивительно точный и чувствительный показатель важных сдвигов в общественном сознании. Реклама ведь, в значительной мере, отражает особенности (и изменения) массового спроса, а не индивидуальные предпочтения ее (рекламы) создателей.
Один пример, относящийся не к собственно рекламе, а к брендам. В начале 90-х даже отечественные компании стремились предъявить себя потребителю как "заграничные". Самый известный случай "Вимм-билль-данн". Но уже к с середины 90-х начался противоположный процесс. Значительная часть, например, импортных пищевых продуктов стала предъявляться покупателю под нарочито отечественными брендами. Не говоря уже о продуктах собственно российского производства.
Разумеется, процесс этот в разных отраслях идет с разной скоростью. Скажем, компьютеры российской сборки пока не начали переходить на "отечественно-патриотические" бренды. Также вряд ли можно ожидать в ближайшее время, чтобы автомобили российской сборки сменили бы "импортные" названия на отечественные. Взять всеволожский Форд вполне отечественный автомобиль. Но сомнительно, что подчеркивание этого обстоятельства в рекламе способно увеличить объем продаж. Российский гражданин, конечно, требует от государства поддержки отечественного автомобилестроения, но решительно не желает его продукцию покупать для себя.
Последний по времени и, несомненно, важный сдвиг в российской рекламе наметился летом этого года.
Хорошо известно, что часть печатной (и не только) рекламной продукции уже с самого начала 90-х гг. прошлого века использовала изображение американского доллара в качестве привлекающего приема. Смысл такого рекламного "трюка" понятен: доллар воспринимался как признак успешности, богатства.
Летом 2005 г., кажется, впервые в новейшей российской истории появляется печатная рекламная продукция с изображением отечественной валюты: 1000 рублей и 5000 рублей. Что именно предлагает конкретная фирма, привлекая потребителя видом российской купюры не важно. Важно то, что создатель рекламы почувствовал, уловил глубокий сдвиг в общественном сознании: наш российский "деревянный" сегодня уже способен стать символом успешности для массового потребителя. И постепенно вытеснить из этой сферы доллар.
Но есть одно важное отличие между "долларовой" и "рублевой" рекламой. Реклама на долларе использовала, как правило, изображение купюры достоинством в 1 доллар. Кажется, иногда (но явно не в начале 90-х) бывала реклама с изображением 100 долларов. Ведь символом успешности являлся сам факт наличия в руках "долларов", "купюры", а вовсе не их количество, не номинал. Другое дело рубль. Тут как раз количество выходит на первый план. Поэтому реклама использует лишь купюры достаточно высокого достоинства. Таким образом, можно говорить о своеобразном "символическом валютном курсе": 1 доллар приравнен к 1000 рублей. В лучшем случае к 500 рублей.
История рекламы с точки зрения отражения в ней важных сдвигов в общественном сознании еще не написана. Но, несомненно, когда такая работа будет сделана, она обнаружит очень много интересного и поучительного.
Олег Вите, http://www.kreml.org/opinions/100660407