В последние годы получил широкое распространение продактплейсмент в кинематографе, когда продукция предприятия демонстрируется в кадре, а в титрах присутствует благодарность за поддержку. Относить ли эти расходы к налогу на прибыль?
Типичная ситуация такова. Организация через рекламное агентство осуществляет передачу спонсорского вклада в виде денежных средств, продукции с изображением своей фирменной символики в производство телевизионного сериала. При этом созданный телевизионный сериал содержит сцены с присутствием рекламной продукции налогоплательщика без предварительного сообщения об этом, а в титрах к сериалу содержится упоминание о налогоплательщике в виде благодарности за оказанную поддержку.
К прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 статьи 264 НК, напоминает Минфин в письме от от 16 сентября 2005 г. N 03-03-04/1/207.
При этом статья 2 Закона о рекламе определяет, что реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
В соответствии со статьей 19 Закона о рекламе под спонсорством в целях настоящего Федерального закона понимается осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый - соответственно рекламодателем и рекламораспространителем.
Кроме того, пункт 1 статьи 5 Закона о рекламе определяет, что использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в печатной продукции нерекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом (в частности, путем пометки "на правах рекламы") не допускается.
Минфин считает, что выражение благодарности спонсору в титрах к сериалу не является предварительным сообщением о рекламе продукции спонсора, содержащейся в сериале. Расходы в виде спонсорского вклада в производство сериала в рассматриваемой ситуации не являются расходами на рекламу в целях налогообложения прибыли.