Сладкие страсти
Если вы задумали начать производство круглых вафельных конфет, посыпанных кокосовой стружкой, с кремом и миндальным орехом внутри, готовьтесь к суду. По данным Baker & McKenzie, российский рынок — единственный в мире (если не считать несравнимых по величине грузинского и киргизского), где эксклюзивное право выпуска конфет с названными характеристиками закреплено за итальянской Ferrero Group. Но, похоже, отечественным подражателям одной из крупнейших глобальных кондитерских компаний (мировые продажи в 2007 г. — $9 млрд) это обстоятельство только добавляет куража.
Дело дошло до того, что небольшая петербургская компания «Ландрин» попыталась через суд лишить правовой защиты бренды могущественного конкурента — Raffaello, Ferrero Rocher, Kinder Surprise, а также ряд других известных товарных знаков. Основания? «Ландрин» утверждает, что некоторые из них не использовались в России в течение трех лет, а основной бренд Ferrero — Raffaello и вовсе «не обладает различительной способностью». Идея патентования конфеты-шарика — сплошная профанация, уверены петербуржцы. Вопреки решению Роспатента компания уже полгода выпускает конфеты Waferatto Classic, по содержанию и внешнему виду очень похожие на Raffaello. В ответ на попытки Ferrero Group через суд запретить распространение плагиата «Ландрин» сначала подал апелляцию, а затем и встречный иск к итальянцам, рассчитывая таким образом устранить саму причину нелегальности собственного производства.
Казалось, петербуржские кондитеры затеяли рискованную игру: юристы Ferrero Group были готовы стереть нахалов в порошок. Но неожиданно суд встал на сторону «Ландрина» — пускай лишь в части монополии итальянцев на круглую форму сладостей. «Теперь никто не должен спрашивать у Ferrero, можно ли производить круглые пирожные, печенье, пирожки или шоколад», — празднуют победу в «Ландрине». Хотя патентный поверенный Baker & McKenzie Владимир Шитиков, изучивший материалы дела, эмоций компании не разделяет: «Это передергивание, товарный знак Raffaello охраняется ограниченно, только как совокупность элементов. “Ландрин” ничего не добился. Они как не могли выпускать на законных основаниях именно такие конфеты, как Raffaello, так и не могут».
Примечательно, что поводом для судебных баталий послужила марка Raffaello, а не шоколадные яйца Kinder Surprise, копии которых под брендом «Петрушка» «Ландрин» выпускает последние пять лет с куда большим размахом. Причем компания регулярно расширяет эту продуктовую линейку благодаря сотрудничеству с такими ревностными правообладателями, как Disney Pixar, Sony Animation или студия «Мельница». Изменить здесь что-либо Ferrero не в силах. «Мы изначально не патентовали шоколадные яйца нигде в мире, поскольку эта идея сама по себе не оригинальна: в Италии давно уже существует традиция дарить пасхальные яйца с подарком внутри», — говорит генеральный директор российского представительства Ferrero Group Артуро Мария Карделуз.
В итоге, по оценкам итальянцев, на «Ландрин» приходится не меньше трети всей категории шоколадных яиц в России. По данным самой компании, ее продажи в СНГ, основу которых составляют шоколадные яйца, за прошлый год превысили $120 млн — что, впрочем, в 6,5 раза меньше показателей Ferrero только в одной России, если верить информации «СПАРК-Интерфакс». Сократится или увеличится этот разрыв, будет зависеть от того, сумеет ли «Ландрин» отстоять свое право беспрепятственно подражать лидеру во всем его ассортименте. А петербургская компания обещает не останавливаться на достигнутом и грозится «добиваться полного удовлетворения своего возражения».
smoney.