Какие бизнесы умрут и какие появятся через 20 лет
Сегодня мало кто отдает себе отчет в том, что переплачивает неразумные деньги за ненужные, в сущности, товары и услуги. "Секрет фирмы" заглянул в будущее и выяснил, какие бизнесы умрут и какие появятся через пару десятков лет.
Кто-то из гуру, кажется, Том Питерс, сказал: чтобы придумать хороший продукт, нужно как следует рассердиться. То же самое нужно сделать, чтобы избавиться наконец от надоевших вам продуктов. Вот однажды люди рассердились — и не стало ни банков, ни гипермаркетов, ни турфирм.
Турфирмы надоели первыми, ведь еще в начале 2000-х российские туристы поняли, что так называемые турпродукты (оформление виз, страховка, чартерные перевозки, бронирование отелей, организация индивидуальных туров и прочее) — это полная ерунда. Между тем еще в начале тех же 2000-х российские турфирмы имели наглость рекламировать туры в Таиланд (включая "визовую поддержку"), при том что в эту страну никто в мире через турфирмы не ездит. И не только потому, что визы там ставят прямо в аэропорту (это все равно что продавать визы в Турцию). Просто Таиланд — центр "дикого" отдыха, и там нет проблемы найти отели и пляжи самостоятельно и по копеечной цене.
Еще в 90-е годы прошлого века интернет предоставил огромные возможности по самостоятельному бронированию отелей. И по таким ценам, что разница в стоимости между регулярными и чартерными рейсами в общей цене отдыха становилась несущественной. Но россияне этими возможностями не пользовались — из-за недостаточной информированности, из-за недоверия к интернету, из-за привычки вверять свою судьбу организациям, из-за неумения экономить деньги.
Но в середине 2010-х годов информация о реальной стоимости отелей стала настолько общедоступной, что для турфирм места на рынке не осталось. Самые умные из них переключились на креатив — создание экзотических турпродуктов. Например, обустройство этнических деревень в Новой Гвинее и проведение воспитательной работы с туземцами, чтобы те не ели туристов, а вместо этого что-нибудь им продали. Перестав воспринимать белых людей как закуску, местные дикари смогли заработать на выпивку.
Похожие вещи стали происходить и с другими услугами. Доконали вконец банки, особенно их розничные отделения. Долгие очереди; ленивые, бестолковые и нелюбезные операционисты; рутинные бумажные процедуры, несовместимые с современными информационными технологиями,— все это вызвало в конце концов понятные вопросы у клиентов. На эти вопросы были найдены понятные ответы. Большинство банков ныне с успехом заменяют платежные терминалы.
Добрались потребители и до розничной торговли. Экстремальная езда на корзинах по коридорам "Ашана" порядком поднадоела клиентам, добиравшимся до гипермаркета через такие же экстремальные пробки Москвы. Долгий и тяжелый физический труд по добыванию продуктов питания люди в конце концов догадались заменить простой доставкой продовольствия на дом. Поэтому сегодня нет ни "Ашанов", ни "Пятерочек", ни "Вол-мартов" — все эти когда-то громкие имена ушли в историю подобно динозаврам.
Равно как и большинство других продуктов и услуг, пожиравших наше время и деньги. Но прежде следует рассказать о новых технологиях, подготовивших эти изменения.
Биометрия
Предпосылки для радикального изменения бизнес-среды создала революция в области денежных расчетов. В свою очередь эта революция стала возможной с внедрением новых систем идентификации личности.
Начиналось все, как мы помним, с введения биометрических паспортов, на которых все данные о человеке записывались на чип. Постепенно эти данные стали включать не только фотографию и сведения о рождении и прописке, но и отпечатки пальцев, скан радужной оболочки глаз, биометрию лица и другие антропометрические данные. Оставалось лишь решиться на последний шаг: отказаться от паспортов вовсе.
В самом деле, отпечатки пальцев человек всегда носит с собой, равно как и свои глаза (за редким исключением). Микрочип же легко вживляется под кожу в любое удобное место на теле его носителя. Информация на вживленном чипе вместе с отпечатками пальцев и другими биометрическими данными образует систему, хорошо защищенную от подделок: иными словами, отличить одного человека от другого стало возможно с гораздо большей точностью, чем прежде, в эпоху паспортов.
Наибольшей трудностью было преодолеть консерватизм законодателей и внести соответствующие изменения в нормативные акты, связанные с осуществлением платежей. К середине 2020-х рациональные доводы победили — и отныне взаиморасчеты между физическими и юридическими лицами стало возможным осуществлять практически без использования наличных денег и даже без пластиковых карточек. Их роль стали играть те же отпечатки пальцев: скажем, при оплате коммунальных услуг через платежный терминал вы набираете сумму и реквизиты получателя, после чего "показываете" терминалу свои пальчики. Сумма в режиме онлайн отправляется на счет получателя платежа — и аналогичная сумма в том же онлайн-режиме списывается с вашего счета. Точно так же — путем предоставления своих биометрических данных — происходят расчеты клиентов на предприятиях торговли, общепита, бытовых услуг и т. п.
Наличные деньги хотя и утратили свою роль, но сохранили хождение. Их используют теперь в тех случаях, когда рядом нет необходимого оборудования для передачи информации (это крайне редкие случаи, так как передать отпечатки пальцев сегодня возможно даже по мобильному телефону). Но при этом наличные легко получить в любой организации, например в магазине — опять же по предоставлению биометрических данных. Конечно, в начале 2000-х это вызвало бы смех — приходите вы в ларек с пивом и сигаретами и берете у гостя с юга, заведующего ларьком, немного наличных, оставив взамен свои отпечатки пальцев. Но сегодня это уже не смешно.
Что же касается собственно банков, то они по-прежнему существуют и продолжают конкурировать друг с другом — с помощью процентных ставок, льготных кредитов, предложений по вкладам и т. п. Но все это происходит в виртуальном пространстве, где всем бизнесом банка управляет компактный отряд специалистов.
Изображения
Другую революцию произвели устройства отображения информации.
Процесс вытеснения с рынка традиционных печатных СМИ интернет-ресурсами начался еще в начале 2000-х и окончательно завершился к 2020 году. Это произошло бы раньше, если бы не вопросы к мониторам. В отличие от журнала или газеты с ноутбуком не развалишься на диванчике или в шезлонге, его не сложишь в карман и не свернешь в трубочку. Наконец, им просто неудобно бить мух.
Все изменилось с приходом гибких экранов. Их первые разработки появились еще в начале века. Благодаря новым технологиям ноутбук превратился в легкий планшет, который можно свернуть до размера, умещающегося в нагрудный карман. Для тех, кто ностальгирует по старым добрым глянцевым журналам, предоставлена возможность "перелистывать страницы" пальцем на сенсорном экране (технология Multi Touch известна еще со времен допотопного Apple iPhone).
Гибкие экраны, казавшиеся поначалу последним писком техники, существенно расширили возможности компьютеров и телевидения. Когда появились дисплеи большого размера с отличным разрешением, их стали вешать на стену наподобие ковра или, чаще, на окно вроде занавески (системный блок выполняет роль карниза). Вы теперь можете забыть про надоевший вид на новостройки и наслаждаться видами на прибой, горы, сосновый бор, кратер вулкана. Нужные виды можно выбрать в меню: видеоизображение поставляется в режиме реального времени по спутниковой связи специальными службами, устанавливающими видеокамеры в самых причудливых уголках мира. А можно заказать в тех же службах трансляцию из полюбившегося региона — например, с курорта, на котором вы отдыхали минувшим летом, или из дома ваших родителей.
Тот же экран в другое время может передавать телепрограммы, демонстрировать фильмы и видеоигры. Большой экран создал новые возможности для передачи изображения. В былые времена технология Imax, где главную роль играл огромный экран, позволяла смотреть фильмы в объемном трехмерном измерении (3D). Дополнительный эффект создавали движущиеся кресла, синхронизированные с кадрами фильма,— благодаря имитации перегрузок зритель мог испытать чувство полета, падения, скорости, удара и т. д. Эта категория фильмов под общим наименованием Dynamic демонстрировалась в специализированных кинотеатрах (например, в парке оптических иллюзий Futuroscope вблизи французского города Пуатье). В начале века таких фильмов насчитывалась всего пара сотен — они были дороги в производстве, для создания 3D-измерения требовалось снимать объект с нескольких точек, особые требования были к мастерству оператора и т. д. Но с появлением больших экранов возник спрос на такие фильмы для домашнего просмотра, и вот уже несколько лет объемное изображение доступно в каждой квартире.
Современное программное обеспечение позволяет быстро провести автоматическую синхронизацию домашнего кресла с кадрами фильма. И теперь в домашних условиях можно насладиться чувством полета или падения, скорости или ужаса. Причем это выходит дешевле и полезнее для здоровья, чем тот же эффект, но только с помощью, допустим, таблеток.
Объемное изображение вкупе с видеотелефонией дало толчок новому виду бизнеса — виртуальным путешествиям. Если у вас не хватает денег или времени на поездку в какую-то страну, вы можете отправиться туда виртуально. То есть запустить свое изображение (или аватар) в лондонский паб, или в мексиканский ресторан, или в венецианскую пиццерию — и общаться там с посетителями в свое удовольствие. Правда, никто не гарантирует, что эти посетители присутствуют там в реале — это тоже могут быть лишь их аватары. Впрочем, какая вам, в сущности, разница.
Вскоре гибкие экраны уступили место новому виду отображения информации — в виде проекции. Сегодня каждый владелец мобильного телефона может вывести изображение интернет-сайта наружу — картинка появляется буквально в воздухе. Такой образ мобильной связи в 2008 году рекламировала компания "Мегафон".
Занятно видеть людей в метро, окруженных голубыми облаками проекционных мониторов. Еще забавнее наблюдать, как трехмерные изображения идут вместе с владельцами телефонов. Главная новость 2028 года — системный блок теперь будет умещаться не просто в телефоне, но даже в брелоке или в кольце на пальце.
Сегодня специалисты рассуждают о том, что проекции в воздухе можно увеличивать до размера щитов наружной рекламы. Проекционные изображения в наружной рекламе известны еще с начала 2000-х. Однако теперь любой индивид может разместить свое сообщение большого размера в любой точке города. Это не радует местные власти, поэтому использование видеопроекций регламентируется путем лицензирования.
Магазины
Люди наконец поняли, что походы в гипермаркеты — полная глупость. Там огромные очереди, толкотня и плохой сервис.
80-85% ассортимента любого гипермаркета — упакованные (приготовленные) продукты. Остальное — продукты, продающиеся на развес (мясо, овощи-фрукты и т. п.). Ради этих продуктов нет смысла строить гипермаркеты. А все остальное (упакованное) можно спокойно доставлять на дом потребителям. Благо в конструкцию домов стали закладывать обустройство подвалов, где каждой квартире наряду с почтовым ящиком принадлежит холодильная камера, куда специальные службы (бывшие ритейлеры) доставляют продукты на заранее оговоренную сумму.
Естественно, это касается только рутинного шопинга (обычно связанного с продуктами). Все магазины завели сайты в интернете, где покупатель может в привычном режиме 3D извлечь с полок товары, поговорить с продавцом, проверить срок годности и заказать, допустим, соки, пиво, молоко, пельмени, чипсы, соусы, сыры, колбасы, супы и т. д.
Но есть еще шопинг в стиле фан — это когда дама лично пробегает десяток магазинов молла, ощупывает и примеряет все на своем пути (сумочки, одежду, обувь, мебель, подарки), затем покупает брошку и исчезает в кофейне Starbucks или в мультиплексе. Безусловно, такой вид шопинга нельзя выводить в виртуальное пространство.
Другой вид покупательского фана — покупка развесных товаров. Их намного интереснее покупать прямо на ферме. Для этого можно всей семьей отправиться на выходные в сельскую местность, где детишки могут приобщиться к крестьянскому труду — постегать прутиком свинку, вскопать грядку и накопать картошку (все это за небольшие деньги). В награду семья получает натуральное сало, копчености и солености, парное мясо и молоко, творог, сыр, овощи и фрукты.
Главная суть изменений в том, что наконец-то люди перестали тратить свое время и деньги на посредников и бездельников. С другой стороны, продавцы товаров и услуг избавились от ненужной и дорогостоящей инфраструктуры. Зачем, в самом деле, строить ангар гипермаркета стоимостью $20 млн, если можно культурно доставить товары клиенту домой?
Секрет фирмы