Портрет малого предпринимателя
Малый бизнес уже давно стал основой экономики для большинства развитых стран. Россия по уровню предпринимательской активности соответствует таким странам как Сингапур, Финляндия, Франция или Германия.
В нашей стране сейчас насчитывается 1 млн малых компаний и 3 млн индивидуальных предпринимателей, или 70% от общего числа всех российских предприятий. В целом в секторе трудится около 20 млн человек - почти треть занятого в экономике населения страны. Для сравнения можно привести показатели развития малого бизнеса в экономике США, где действует 23 млн малых компаний. Ежегодно в России открывается 50 тысяч новых компаний. Однако уровень ранней предпринимательской активности в Бразилии почти в 2,5 раза выше, чем в России.
По заказу Минэкономразвития
Высшая школа экономики (ВШЭ) провела исследование, почему люди открывают собственное дело.
Типичный "малый бизнесмен" в России - это мужчина 35 лет, имеющий профессионально-техническое или среднее специальное образование и уверенный в достаточности своих знаний и квалификации для создания нового бизнеса. Он проживает в крупном городе, но не в мегаполисе. Женщину же в раннем предпринимательстве можно встретить почти вдвое реже и, скорее всего, в среднем или небольшом городе. Среди молодежи открыть собственное дело в дальнейшем планируют не более 15%.
Для трети российских предпринимателей начало своего дела является вынужденным шагом, связанным с отсутствием, либо неудовлетворительностью других вариантов экономической самодеятельности. При этом предпринимательская деятельность для женщин чаще, чем для мужчин, становится единственным вариантом трудоустройства и обеспечения своего существования.
В настоящее время
72% оборота малого бизнеса приходятся на долю предприятий, работающих в сфере услуг и торговли, а на промышленность и строительство - 13,5% и 7% соответственно. Число предприятий, занятых в сфере науки, инноваций, высоких технологий практически умещается в рамки статистической погрешности.
Первоочередной проблемой при принятии решения о начале собственного дела является
доступ малых предпринимателей к финансированию. По данным ВШЭ, 60% начинающих предпринимателей в этом году планировали привлечь средства банков и иных финансовых организаций. Но банки зачастую не проявляют должного интереса к относительно мелким заемщикам, несмотря на их надежность. Российский микрофинансовый центр оценивает общую потребность малых компаний в банковском финансировании в 1 трлн руб, а в микрозаймах - в 240 млрд руб.
Между тем, фактически основная часть начинающих предпринимателей (46%) берет деньги
взаймы у родственников. Такие займы выгодно отличаются от банковских - иногда их можно не возвращать, еще чаще они остаются бес%ентными. Огромное число малых компаний "стартанули" на деньги бабушек и дедушек-пенсионеров. Еще 43% начинающих берут средства у друзей. Обычно кредит из неформальных источников относительно невелик - от 2 до 50 тыс руб, что сопоставимо по размеру с микрокредитами.
Суммарно
неформальное инвестирование в малый бизнес в этом году достигло 200 млрд руб, что в четыре раза больше уровня 2006 г. Государственная поддержка малого предпринимательства в 2007 г также возросла, но лишь до 3,8 млрд руб - объемы несопоставимы. Следовательно, чтобы быть конкурентоспособным, микрокредитование для начинающегося бизнеса должно отвечать не столько требованию быстроты получения и необязательности залога, но и отличаться низкой ценой - задача, в обозримом будущем едва ли выполнимая.
Закрыть такую дыру в финансировании за счет средств бюджета с использованием механизмов прямого кредитования или кредитования через фонды поддержки не возможно. По словам директора департамента госрегулирования в экономики Минэкономразвития Андрея Шарова, чтобы стимулировать создание легального бизнеса сейчас в регионах создаются специальные
гарантийные фонды.
Цель их работы заключается в следующем. Будущий предприниматель хочет взять кредит и обращается в банк. Банк оценивает проект и репутацию заемщика. В случае положительного ответа, предприниматель обращается в фонд, который предоставляет ему гарантийное обеспечение за небольшую сумму. Благодаря этим фондам те предприниматели, которым никогда не дали бы кредит, поскольку у них нет залога, получают заем. Гарантийные фонды сотрудничают с банками. Самый крупный гарантийный фонд создается в Москве - его объем к концу 2007 г достигнет 2 млрд руб, гарантийный фонд Санкт-Петербурга - 320 млн руб. По мнению А.Шарова, этот продукт станет очень востребованным. К следующему году гарантийные фонды для малых предпринимателей планируется создать в большинстве субъектов РФ.
Кроме того, существует федеральная программа по поддержке фондов развития предпринимательства в регионах. Эти фонды предоставляют начинающим бизнесменам микрозаймы на сумму до 300 тыс руб. В свою очередь, бюджет предоставляет таким фондам дешевые ресурсы.
Как заявила замглавы Минэкономразвития Анна Попова, стимулирование создания новых малых компаний является одним из основных приоритетов в деятельности правительства. Может быть, государству сначала необходимо сосредоточиться на снижении административных барьеров на бизнес? Ведь сейчас малые предприниматели тратят на их преодоление 1,2 трлн руб в год - это 20% федерального бюджета.
Прайм-Тасс