Эпоха рекламного бума. Перспектива новых рекламных технологий: Indoor TVСредства коммуникации с потребителем существовали не всегда, но уже 150 лет назад они были и являлись эффективным средством привлечения внимания к торговым точкам, и выделения товаров среди конкурентов. Реклама тогда существовала в так называемом зачаточном состоянии. В эпоху Средневековья чтобы привлечь покупателей хозяева магазинов и всевозможных лавок вешали в свои витрины красочные плакаты и надписи о распродажах, появлении новых товаров и др. Советское время отличалось тем, что хоть и призывали сосать пустышки от Мосрезинтреста, пить буржуйскую сладкую газировку и есть консервированный горошек Globus, выбора у покупателя никакого не было. Он хватал все, что выбрасывалось на прилавок, а магазины если и были мультибрендовыми, то абсолютно пустыми. Покупателю и в голову не могло прийти, что можно ходить по магазину, выбирая и отдавая предпочтение тем или иным маркам. В период перестройки в 90-е гг. ситуация стала меняться. Появились рыночные отношения, когда выбор любой из товарных групп огромен и любое лишнее напоминание о себе позволяет выделиться из ряда однотипных товаров и привлечь дополнительных покупателей. Подобная ситуация требовала коренной перестройки рекламной деятельности. Возникла необходимость масштабного охвата целевой аудитории, умение акцентировать внимание потребителей на уникальных, индивидуальных свойствах своего продукта, умение привлечь, заинтересовать, побудить к покупке, указать на возможность удовлетворения специфических потребностей, в т.ч. потребностей принадлежности и причастности, самовыражения и самоутверждения (согласно пирамиде потребностей А. Маслоу), по сравнению с конкурентами. Кроме того, это воздействие должно было служить не только краткосрочной, но и долгосрочной перспективе. По мере развития рыночных отношений спектр задач, которые необходимо было решать с помощью рекламных коммуникаций, расширился. Традиционно сначала использовались самые распространенные способы контакта с потенциальными и реальными потребителями - это газеты, журналы, радио, телевидение, наружная реклама. С помощью этих средств, как полагали ранее эксперты, можно было достичь максимального охвата целевой аудитории. Однако, большие затраты денег, которые нужно было вложить, к примеру, в рекламу на телевидении, окупались не всегда, не говоря уже об экономической эффективности - получении прибыли. Проблема эта актуальна и на сегодняшний день. Во-первых, это происходит потому, что большая часть зрителей не являются потребителями, а во-вторых, другая половина, которая является, в большинстве своем зачастую переключается на другой канал во время показа рекламного ролика. Телевизионная реклама работала тогда, когда она только появилась, и как все новое, привлекала к себе внимание, ее смотрели. Сегодня часть аудитории, которую можно охватить с помощью рекламы на телевидении, можно лишь информировать, но не стимулировать к покупке. Таким образом, использование индивидуально данного вида рекламного носителя не приносит видимой отдачи и желаемого результата. Возникает вопрос «почему»? Здесь на выручку приходят исследования, которые не потеряли своей актуальности до сих пор. Производители могут проводить их своими силами, но зачастую они обращаются к профессионалам, чтобы получить оценку своей рекламной деятельности, оценить перспективу, либо выбрать оптимальный вариант рекламной коммуникации. Сегодня очень многие специалисты рекламного рынка говорят о неэффективности использования всего лишь одного способа рекламной коммуникации. Для того, чтобы добиться успеха необходим комплексный подход, одного телевидения или радио недостаточно. Чем чаще (но не зануднее), ярче (но не крикливее) и интереснее будут коммуникации с потенциальными потребителями, тем больше шанс, что из множества товаров-конкурентов потребитель выберет именно тот, который рекламируется подобным образом. Нужно не только уметь информировать потребителя, но и давать ему возможность почувствовать, ощутить всю «прелесть», радость, все положительные эмоции от использования товара. И тут одними средствами ATL не обойтись. Им на помощь приходят BTL-мероприятия, в основе которых личный непосредственный контакт с потребителем. Так, исследования в области рекламных коммуникаций показывают (исследование РА «МАГИТЕЛ», 2007 г.), что практически половина потребителей чувствительны к промо акциям, скидкам и пр. (рис.1,2). Их необходимо не только информировать, но и привлекать с помощью нестандартных приемов BTL. Рисунок 1. Основные стимулы приобретения товара Рисунок 2. Мотивационные модели покупательского поведения(FMCG, Москва) Сейчас очень остро встает вопрос о том, что в условиях рекламного бума нельзя навязываться потребителю, нельзя его раздражать и не оправдывать его ожидания. Но как этого достичь? ТВ-реклама сегодня в большинстве своем действует как раздражающий элемент, прерывающий любимую передачу. Промоакция, по причине низкой квалификации человека , проводящего ее, может оказаться навязчивой, когда потребителя, абсолютно не заинтересованного в покупке данной категории товара, «отлавливают» и заставляют попробовать или поучаствовать. Таким образом, возникает принципиальная необходимость использования новых прогрессивных рекламных носителей, которые не являются навязчивыми и сами привлекают внимание потребителей, заинтересовывая и побуждая к покупке непосредственно без участия второго лица в цепочке «потребитель – промоутер – товар». Сегодня, если мы говорим о продвижении потребительских товаров, большое значение приобретает относительно новый вид рекламы – Indoor TV. Свою историю Indoor TV в России ведет от установленной в 2001 году системы, включающей в себя 96 экранов, в одном из гипермаркетов "Рамстор". В тоже время, в США и Европе этот вид рекламных коммуникаций уже приносит своим владельцам миллионные прибыли. Начав формироваться в России несколько лет назад, рынок Indoor TV сейчас переживает настоящий бум. В прошлом году объем этого рынка увеличился более чем на 140% (данные http://www.press-release.ru, Татьяна Каверина, «Первый интернет-магазин решений для создания Indoor TV», 2007 г.). Сейчас экраны есть практически во всех федеральных розничных сетях и крупных столичных торговых центрах. И это не удивительно, каждый экран приносит от 70 до 100 тыс. руб. в год, а первоначальные инвестиции в создание системы Indoor TV окупаются, как правило, за 1-2 года (данные http://www.press-release.ru, Татьяна Каверина, «Первый интернет-магазин решений для создания Indoor TV», 2007 г.). По данным сайта "Известия.ру", в США над увеличением эффективности Indoor TV трудятся ассы нейро-лингвистического программирования и специалисты оборонных предприятий. Уж слишком заманчива перспектива «помочь» покупателю, который готов потратить деньги здесь и сейчас, «определиться с выбором». Реклама на мониторах в первую очередь призвана влиять на выбор посетителей супермаркетов и торговых центров, поэтому для рекламодателя крайне важно знать потенциальную аудиторию данного рекламоносителя. По данным NTS Gallup Media (2006 г.), портрет характерного посетителя супермаркета выглядит следующим образом: активный городской житель, средний возраст 22-45 лет, как правило, имеет автомобиль, пользуется услугами сотовой связи, выезжает в зарубежные поездки, посещает спортклубы, кинотеатры, рестораны, одевается в торговых комплексах, посещает стоматологические клиники, косметические салоны и т.д. Около 76% опрошенных делают покупки минимум 2-3 раза в неделю. Следовательно, именно в супермаркете рекламодатель может достигнуть наибольшего контакта с покупателями и наиболее точно просчитать целевую аудиторию. По контакту с аудиторией Indoor TV может претендовать на одно из ведущих мест. Количество тех, кто обращает внимание на подобный вид рекламы, достигает 90%. За последние два года доверие к рекламе на мониторах повысилось в разы, а полезной её считает больше половины опрошенных. По данным рекламных психологов, российские покупатели к рекламе на мониторах относятся положительно. Во-первых, как все новое и необычное, она привлекает к себе внимание. Во-вторых, в очереди у касс покупатели обычно проводят до десяти минут. Им нечем заняться, кроме исследования покупок впереди стоящего, поэтому монитор над кассой с рекламой, музыкальными клипами и прогнозом погоды воспринимается как развлечение. К часто рекламируемым в супермаркетах товарам относятся шоколад, кофе, чай, всевозможные продукты, СМИ, бытовая и компьютерная техника, парфюмерия и косметика. Также подобный метод используют в рекламе автомобилей, салонов одежды и салонов красоты, кинопроката, высшего образования, систем связи и др. И еще один немаловажный момент. Закон о рекламе позволяет рекламировать в местах продаж крепкие алкогольные напитки и табак. Indoor TV имеет ряд неоспоримых преимуществ перед другими рекламными носителями:
Широко применяют новые технологии и в России – «Седьмой континент», «Перекресток», «Рамстор», ТК «Москва», ТЦ «Охотный ряд» и т.д. География Indoor TV неограниченна Москвой. Мониторы и плазменные панели есть и в Нижнем Новгороде, Казани, Владивостоке, Екатеринбурге и в ряде других регионов. Таким образом, в условиях развития рыночных отношений возникает необходимость новых средств рекламных коммуникаций с потребителем, которые будут носить многофакторный характер и окажутся более эффективными. Сегодня Indoor TV становится одним из самых эффективных инструментов продвижения, поскольку помимо трансляций полезной информации и рекламных роликов, создает настроение в торговом зале, которое располагает потребителя если не к запланированной, то спонтанной покупке. Кроме того, Indoor TV лишено многих недостатков рекламных носителей «прошлого поколения», а использование его в сочетании с другими средствами рекламной коммуникации позволяет многократно увеличивать прибыли производителя. Специально для "МедиаПилот", РА Habeas Corpus , www.habeas.ru (Москва).
|