ТВ образца 2027 года
Официальная дата рождения телевидения - 7 сентября 1927 г. До столетнего юбилея осталось совсем немного, какие-то 20 лет.
Каким будет ТВ? Кто станет законодателем мод в этом бизнесе? Все те же компании, что и сейчас, уверен глава студии
"Леан-М" Тимур Вайнштейн: "Отпразднуем столетие спокойно и счастливо, на диванах перед голубыми экранами".
Вайнштейн - дипломированный врач-психиатр и звезда КВН 1990-х. Успев поработать на таких проектах, как "Тема", "Час пик" и "Ищу тебя", по поводу телевидения вчерашний "парень из Баку" предпочитает не шутить. Да и тем для шуток набирается немного. "Люди меняются медленно и дорожат своими привычками, а основные схемы, по которым делаются передачи, уже давно просчитаны и опробованы", - говорит он.
Основанная в 2000 г. "Леан-М" уже выпустила множество хитов. Сначала были "Солдаты", потом "Счастливы вместе", "Дочки-матери" и более десятка других проектов. Компания крупная: оборот под $50 млн и более 500 часов сериалов в год. Это примерно одна пятая всего российского рынка. Вайнштейн уверен, что позиции крупных студий, подобных "Леан-М", со временем будут только укрепляться. Они уже всё продумали на много лет вперед.
Надежда на цифру
Цифровое ТВ - рывок в будущее. Вайнштейн полагает, что благодаря ему Россия может проскочить этап платных кабельных каналов. Ведь россияне до сих пор негативно воспринимают идею платного ТВ - уж больно сильны советские привычки. Вайнштейн предрекает закат телевещателей как класса: "В будущем останется пара государственных аналоговых каналов и появится море цифровых". Чтобы выжить, телекомпаниям придется слиться с производителями передач. А телезрителю от этого будет одна сплошная польза. Производители смогут точнее исполнять их пожелания, действуя без посредников. Завладела тема умами людей - вот вам соответствующий канал. Или сериал - хоть о войне, хоть о пчеловодстве.
"Зритель имеет то телевидение, которого он заслуживает", - произносит сакраментальную фразу Вайнштейн. В Европе, например, люди менее телезависимы. Они смотрят отдельные программы. У нас же некоторые каналы стали органами, задающими ритм жизни, объединяющими семью воскресным вечером. Иногда бывает сложно понять, что тебе хочется посмотреть. Проще брать что дают. К сожалению, наши соотечественники привыкли безоговорочно верить "ящику" и слабо отличают реальность от вымысла. "Согласно опросам, только 4% всех телезрителей могут отличить телевизионный мир от настоящего. Вспомните хотя бы бутафорский телесуд “Федеральный судья” или популярные реалити-шоу, - говорит Вайнштейн. - Все они разыгрываются по жесткому сценарию".
Наш зритель любит сказки, но очень хорошо снятые. За последние 15 лет, считает глава "Леан-М", Россия по качеству программ сумела догнать и даже перегнать другие страны: "Уступаем только Великобритании и США". Об удешевлении производства не может идти и речи. Чем дальше, тем оно будет дороже. Популярная за границей идея создавать передачи на основе любительского контента у нас не пройдет. Пусть на американском Current TV 30% программ создают любители, а голландский World Made Channel вообще работает только с непрофессиональными роликами. Вайнштейн непреклонен: для массового зрителя качество важнее "баловства".
Научив нас снимать, заграница сама начнет черпать вдохновение в России. В начале этого года Sony Pictures Television International приобрела контрольный пакет "Леан-М". Пока Sony рассчитывает подработать на внутреннем рынке - благо, по оценке Вайнштейна, сериалов и программ у нас производится чуть ли не вдвое меньше, чем нужно каналам. "Но в будущем ситуация переменится. Россия станет крупным экспортером программ и форматов, успешные идеи рождаются здесь одна за другой", - уверен Вайнштейн. Проблему нехватки технических и творческих кадров решат сами западные студии, наоткрывав собственных школ с преподавателями из Голливуда.
Сила привычки
Вайнштейн не верит, что
мобильное телевидение, о котором так много говорят, сильно изменит индустрию. Идея
"триплея" (triplay - так принято называть возможности будущих устройств, объединяющих телевизор, мобильный телефон и ПК с выходом в Интернет) Вайнштейну в целом нравится. Однако такие приборы и через 20 лет будут далеко не у всех. Слишком много людей, которые любят смотреть телевизор дома на диване. Россия, как любая большая страна, меняет привычки медленно.
А что поменяется на съемочных площадках будущего? Тоже немногое. Чего там точно не будет - так это роботов-актеров, виртуальной реальности и других атрибутов фантастических саг. Разве что камеры будут все цифровые, это неизбежно. Уже сейчас студии предпочли бы снимать телевизионное кино с использованием "цифры", несмотря на то что одна 45-минутная серия при этом обходится в среднем в $350 000. Многие студии Голливуда уже перешли на формат Digital Cinema, растет число цифровых кинотеатров и в России. У нас уже есть более 1200 кинозалов, оборудованных Dolby Digital и способных начать кинопоказ в цифровом формате. Новые технологии съемок будут востребованы покупателями телевизоров высокой четкости (HDTV). В США уже около 60% семей приобрели такие телевизоры, не отстанем и мы.
Бывший психиатр, Вайнштейн тонко чувствует потребности зрителя. "Если отнять у людей телевидение, создавшийся вакуум будет нелегко заполнить", - говорит он. Конечно, Интернет - это мощная притягивающая сила. Но его использование - тоже своего рода труд. Надо сидеть перед монитором, щелкать мышкой. Телевизор же подразумевает расслабление, тапочки и пиво с попкорном.
Данил Вязовов, SmartMoney