Ажиотаж вокруг дата-центров
Около года назад несколько компаний объявили о начале строительства дата-центров. Сейчас они открылись, но дефицит этих услуг остался и даже стал еще острее. Некоторые сферы бизнеса не могут развиваться из-за того, что компаниям не хватает собственных мощностей для работы с информацией.
Многие компании сейчас достигли того уровня развития, когда дальнейшая экспансия невозможна без дополнительных ИТ-ресурсов. Однако бизнес зачастую неправильно прогнозирует собственные потребности в информационных технологиях. Это касается в первую очередь тех сфер, в которых потоки данных имеют ключевое значение. Но проблема увеличения объемов информации затрагивает практически любую компанию в стадии быстрого роста. Денис Калинин, генеральный директор IBS DataFort объясняет: «Сейчас новое время. История российского бизнеса еще не сложилась, не созданы правила, как нужно планировать ИТ-ресурсы. Многие компании просто не заложили в рост то, что строили в момент возникновения, и сейчас пришли к ситуации, когда имеющихся мощностей уже недостаточно». По словам Калинина, если бизнес развивается линейно и вырастает в два раза, то затраты на ИТ увеличиваются примерно в четыре раза. Усложняются задачи, становится больше их объем. И таких фирм, которые неправильно спрогнозировали рост своей ИТ-составляющей, на сегодняшний день довольно много. Именно поэтому мы теперь наблюдаем ажиотаж на рынке услуг центров хранения и обработки данных (ЦОД). Некоторые пытаются решать проблему подручными средствами – организуют серверные комнаты в обычных помещениях. «Но делать ЦОД на жилых или даже офисных площадях просто опасно и запрещено», – говорит Калинин. Сергей Сухоруков, технический директор департамента инфраструктурных решений компании «АйТи», объясняет ажиотаж на рынке ЦОД несколькими причинами. «В первую очередь, это взрывной рост объемов информации, хранящейся в корпоративных информационных системах», – поясняет он. Сухоруков приводит оценки западных аналитиков: «Даже в промышленно развитых странах рост объемов информации составляет 70 – 150% ежегодно. В России, где активно идет процесс информатизации практически во всех отраслях, можно смело говорить о ежегодном удвоении этих объемов». Вторая причина, по мнению Сухорукова, это активная консолидация во всех отраслях бизнеса. «Укрупнение предприятий и холдингов требует консолидации информационных ресурсов на базе ЦОДов. Растет и количество используемых бизнес-приложений. Обработку и хранение данных большого территориально-распределенного предприятия выгодно централизовать, это обеспечивает максимальную надежность обработки и хранения, а также утилизацию ресурсов (максимально выгодная загрузка вычислительных мощностей). В конечном итоге это ведет к снижению затрат на организацию обработки и хранения», – подытожил Сергей Сухоруков.
Сам себе строитель
Строить свой центр обработки данных – дело хлопотное и дорогостоящее. И здесь есть две составляющие – нужно найти помещение, которое соответствовало бы всем техническим требованиям. Это помещение придется превратить в большой холодильник, подвести к нему электричество. Либо можно арендовать метры в готовых «серверных» комнатах и поставить там свое оборудование. Какое именно «железо» будет греть там воздух – это уже другой вопрос. Чтобы этим заниматься самостоятельно, компаниям придется раздуть свой ИТ-отдел до размеров небольшой компании. Нанять специалистов, которых не хватает даже профильным предприятиям, поскольку стоят они дорого. Да и в этом случае совсем не факт, что получится организовать свой собственный ЦОД. Проблема в Москве не только с офисными и жилыми помещениями, мест для строительства дата-центров также практически нет. Помогают только лишь личные знакомства в мэрии, связи и неформальные отношения. По словам Сергея Шуршалина, генерального директора ЦОД, который открыла в сентябре компания ISG, именно знакомства в правительстве Москвы позволили найти место под этот проект. Хорошо, когда есть собственные площади, которые можно отдать под строительство дополнительных информационных структур. Например, компания «Аэрофлот» возводит новый дата-центр на терминале Шереметьево-2. Сергей Кирюшин, директор департамента информационных технологий «Аэрофлота», надеется, что второго ЦОДа компании хватит надолго. Новый дата-центр будет представлять собой огромный машинный зал, полностью принадлежащий «Аэрофлоту», хотя строить его будет сторонняя компания. Какая именно, сейчас решается – в настоящее время проводится тендер. Свой первый дата-центр «Аэрофлот» организовал в арендуемом помещении компании «Эквант» (торговая марка Orange Business Services). Техническим обслуживанием серверов, которые установлены в этом дата-центре, занимаются также сторонние специалисты из R-Style. Кирюшин говорит, что вопрос с созданием своего ЦОДа быстро не решается, но потребность во втором дата-центре была такой острой, что решили его строить в кратчайшие сроки.
Дорогой бизнес
Таких компаний, как «Аэрофлот», немного. За оборудование, аренду помещения и т.д. придется выложить немалые средства. Серьезную часть расходов занимает подключение электроэнергии. Калинин говорит, что за киловатт электроэнергии придется заплатить 45 000 руб. Для среднего ЦОД понадобится порядка 2 Мегаватт. То есть только за подключение электроэнергии нужно будет отдать примерно 2,5 млн евро. Шуршалин рассказывает, что строительство ЦОД им обошлось в 100 млн руб. Но тем не менее этот бизнес очень прибыльный. Затраты на строительство небольшого ЦОД окупаются за год. «Максимум, который можно получить из этого ЦОД, $10 млн в год, – подсчитывает Шуршалин. – Это в идеальных условиях. А если продавать оптовикам по средним ценам, выручка составит $5 млн». Из них 40% уйдут на расходы, а 10% – на амортизацию оборудования. Шуршалин пока не считает это направление приоритетным, но утверждает, что оно стратегически важное. По его оценкам, к концу года оборот всей компании ISG составит $200 млн, а оборот ЦОД в лучшем случае – $3 млн. Но Шуршалин уверен, что цены на эти услуги еще долго не будут падать. По его словам, сейчас спрос превышает предложение примерно в два раза. Клиенты нового ЦОД компании ISG самые разные. Это и мелкие фирмы, счет которых в месяц может составлять 5000 – 6000 рублей, и крупные сырьедобывающие компании – потребители услуг системной интеграции, а также оптовики, которые закупают большие объемы, а потом распродают их по частям. У многих компаний потребность в дополнительных мощностях настолько остра, что им нужны эти услуги прямо сегодня, хотя они и могли бы построить свой ЦОД. Например, одним из клиентов ISG является компания «Рамблер», у которой есть свой собственный ЦОД, но нет времени строить дополнительный. На строительство среднего ЦОД уходит примерно год. Чтобы его окупить, помещение нужно брать в аренду на длительный срок. Обычно компании арендуют место для дата-центра на десять лет. Этого срока вполне достаточно, чтобы оправдать затраты и хорошо заработать. Стоимость строительства ЦОД зависит от метража, но счет идет обычно на миллионы долларов. В идеале нужно рядом установить дизельную электростанцию на случай перебоев с электричеством в городе, а лучше даже иметь два резервных источника питания. К каждому серверу в обязательном порядке должен прилагаться свой ИБП (источник бесперебойного питания), не считая затрат непосредственно на устройства хранения данных и резервного копирования.
Нехарактерный бизнес
Калинин жалуется, что из-за возникшего дефицита дата-центров крупным системным интеграторам приходится строить их самим. За год объем услуг IBS DataFort вырос в два раза. Компания арендовала одно помещение, а сейчас – уже два по 200 кв. м каждое. Но и этого не хватает. «Мы бы хотели заниматься только обслуживанием и услугами обработки данных, а не строительством, – говорит Калинин. – Но отсутствие дата-центров сильно тормозит этот рынок, поэтому мы вынуждены сами готовить для себя платформу для дальнейшего развития бизнеса и заниматься нехарактерной для нас деятельностью». Подразделение IBS DataFort сейчас занимается огромным проектом в городе Дубне – строит гигантский дата-центр в свободной экономической зоне. Площадь будущего ЦОД составит 4000 кв. м. Первую очередь планируют запустить к концу следующего года. Всего предполагается восемь очередей. Калинин говорит, что такой проект окупит себя примерно за восемь лет. Хотя, по его словам, из-за острого дефицита к моменту запуска в эксплуатацию любого ЦОД в Москве или в ближайшем Подмосковье все его мощности обычно уже полностью проданы, подобно тому, как продаются квартиры или сдаются офисы в аренду еще до завершения строительства. Поэтому участники рынка сейчас с надеждой смотрят на регионы. «Если поставщик предоставляет услугу полноценного ЦОД с обслуживанием, резервным копированием и прочим, то клиенту должно быть все равно, где стоит его сервер – хоть в Туле, хоть на Камчатке, – объясняет Калинин. – В регионах сейчас и электричество дешевле, и мощностей свободных много». Регионы способны утолить столичный информационный голод. Правда, многие компании все-таки пока опасаются размещать данные на дальнем расстоянии и предпочитают физическую доступность. Но если их смогут убедить в надежности услуг и их качестве, придется согласиться на регионы. С другой стороны, в компании «Эквант» не воспринимают услуги ЦОД как серьезный бизнес, хотя предоставляют этот сервис своим клиентам. ЦОДы «Экванта» установлены в 37 городах. Дмитрий Иванников, генеральный директор компании «Эквант», объясняет, что эта услуга не является для Orange Business Services ключевой. «Скорее, это одно из дополнительных предложений, которое выделяет нас на телекоммуникационном рынке и позволяет предлагать заказчикам полный комплекс решений. На сегодняшний день наши заказчики отдают предпочтение именно хостингу – во многом это связано с внутренними политиками самих компаний в отношении информационной безопасности и аутсорсинга ресурсов», – поясняет он. При этом Иванников не отрицает, что на этом можно хорошо заработать: «Компании во всех развитых регионах России испытывают серьезный дефицит дополнительных энергомощностей. Этот факт значительно повышает стоимость проектов по строительству собственных ЦОД». Если для «Экванта» это не самый главный бизнес, то в компании «АйТи» создание ЦОД – одно из важнейших направлений. Объем бизнеса по ЦОД в «АйТи» составляет порядка 25% от всего инфраструктурного бизнеса компании. А в IBS на долю услуг дата-центров приходится 30,3% от общего оборота IBS DataFort.
Есть надежда, что благоприятная экономическая ситуация в России продлится еще долго. Тогда центры обработки данных в Москве станут практически золотым дном. А утолить растущий дефицит информационных услуг смогут регионы, когда инфраструктура там достаточно разовьется. В любом случае, это доходный бизнес на многие годы. Чувствуя это, многие поставщики услуг в области информационных технологий делают ЦОДы если не приоритетным, то одним из главных направлений бизнеса. ЦОДы этой осенью растут как грибы, но время богатого сбора еще не пришло.
"Компания".