Федор Бондарчук: "Реклама - это женщина... Голая"
В рекламе Федор Бондарчук профи: он и снимает ее, и сам появляется в кадре - много и с удовольствием. Вот и во второй половине августа стартовала новая рекламная кампания страховой компании "Росгосстрах", где известный актер, режиссер и продюсер сыграл главную роль.
Общеизвестно, что до того, как Федор Бондарчук начал снимать кино ("9 рота", "Люблю", "Сон в летнее утро", "Обитаемый остров"), он сделал карьеру, создавая рекламные ролики и музыкальные клипы. И именно жанр рекламы позволил раскрутиться его компании ART-pictures. Поэтому с Федором Бондарчуком как со специалистом мы поговорили о тонкостях телевизионной рекламы.
- Федор, начнем с почти детского вопроса: что такое реклама?
- Реклама - это индустрия образов. Мне эта индустрия помогает зарабатывать деньги и уже в меньшей степени является способом самовыражения.
- Вы смотрите рекламу, как правило, профессиональным взглядом или просто как зритель?
- Когда как. Могу даже больше сказать: я, например, фанат передачи "Магазин на диване". Могу часами, не отрываясь, смотреть этот пустой треп и в итоге обязательно куплю что-нибудь. Просто потому, что прикольно! Последний раз заказал швабру, которая сама себя выжимает. Мне стало интересно, как она скручивается. Эффектно. Абсолютно незачем купил набор ножей с полной уверенностью в том, что это больше никто не купит. Только потому, что они никому не будут нужны за 99 у.е.
- Какими критериями должен обладать рекламный ролик, чтобы он вам понравился?
- Реклама должна быть "вкусной". В ней должны быть острый сюжет, драйв, движение (в первую очередь мысли). Сегодня же часто ролики сложно друг от друга отличить - сплошные "тайды" и "тинькоффы". Кстати, вот возьмем для примера один из роликов пива "Тинькофф" - с голыми девушками. Ведь девушки могли бы быть и одетые, но смотрелись бы гораздо эффектнее и привлекательнее придуманных лесбиянок. Если все это подать по-другому. Винегрет на экране - это признак безвкусицы и пошлости. Вот в чем дело, а не в том, что, реклама - какой-то низкий жанр. Феллини снимал рекламу банка Джон Ву снимал рекламные ролики...
- Можете назвать рекламные ролики, которые вам нравятся?
- Рекламные кампании фирмы Nike отличаются эффектностью и эмоциональностью. Целый сериал роликов Pepsi c Pink и Britney Spearse я пересматриваю до сих пор. Ведь классные же ролики! И нет ни одного кадра, который может вызвать инфаркт у бабушек или желание у родителей закрыть пятилетнему сыну глаза во время просмотра. Потрясающие кинематографические ролики получились в этом году у Adidas с Бэкхемом. В России их, к сожалению, только в Интернете можно посмотреть. Я восхищаюсь роликом "Фейри", в основе которого лежит потрясающая, практически киношная идея с казахами, похищением невесты... Блистательный ролик был! Ни к чему не подкопаешься. Игра актеров - замечательная, есть история, есть смысл, хочется после просмотра подумать, вспомнить, еще раз прокрутить сюжет в голове, домыслить что-то.
- Может ли реклама негативно влиять на нашу психику?
- Вообще реклама - вещь очень опасная. Я считаю, что цензура если и должна быть, то в первую очередь в области рекламы. Тогда не будет лесбийских поцелуев на экране и прочих таких "прелестей". Но ведь в нашей стране, как только появляется слово "цензура", начинают кричать, что у нас свободы слова нет. А речь идет прежде всего о чувстве вкуса и меры. К примеру, один фотограф может снять обнаженных девушек красиво и "вкусно", а другой - пошло их преподнесет. Если у режиссера есть вкус, то эротику можно снять красиво, может быть, даже смотрибельно для всех возрастов. То же самое с проявлением агрессии в кадре. Возьмем грандиозную рекламную сессию, которую делала BMW под выход новой модели машины. Они пригласили пятерых всемирно известных режиссеров: один из клипов снимал Гай Ричи с Мадонной, другой - Джон Ву, третий - Квентин Тарантино. Это были агрессивные ролики, которые могли посоревноваться в этом качестве с любым крутым боевиком. И нельзя упрекнуть режиссеров, что они пропагандируют насилие. Потому что ролики выполнены в максимальных возможностях человеческого таланта. Реклама на грани кинематографа. Все дело во вкусе.
- Если бы само понятие "реклама" материализовалось, какой бы получился образ?
- Это, скорее всего, женщина. Дорогая. Наоми Кэмпбелл... Или нет. Профиль: левая часть ее - это Наоми Кэмпбелл, справа - Кристи Тарлингтон и часть Линды Евангелисты...
- А как она была бы одета?
- Голая, конечно. Она - искусство, поэтому ей нечего скрывать. Она совершенна и прекрасна.
- Талант клипмейкера можно потерять?
- Потерять? Да! Конечно! Как и любой другой талант. Очень легко! Можно исписаться, можно растратиться на мелочи, можно зациклиться и притормозить. В рекламном бизнесе важна самоцензура - главный признак таланта у режиссера. А если талант есть, значит, и автографы будут брать.
- А талант и автографы тесно связаны?
- Автографы - это отношение к работе. Я, например, не понимаю тех режиссеров и актеров, которые не дают автографов... А талант - это работа своего рода. Дано тебе свыше - так уж будь добр отрабатывай!
Беседовала Вероника Плахова, press-attache.ru