Сколько стоит платное ТВ
Эксперты расходятся в оценках рынка платного телевидения, но говорят о перспективности вложений в кабельное, спутниковое и интернет-телевидение. Особенно инвесторам стоит присмотреться к рынку производства контента.
Традиционно рынок платного ТВ делят кабельный и спутниковый сегменты. За последние несколько лет существенным в доле российского платного ТВ стало
интернет-телевидение (IP-TV), доставляемое абонентам через IP-протокол. В ближайшем будущем, с запуском в 2007-2008 годах сразу несколькими операторами
телевещания в формате DVB-H, эксперты прогнозируют
формирование пока еще не сложившегося в России рынка мобильного телевидения. Аналитики исследовательских агентств значительно расходятся в рыночных оценках.
Данные по объему рынка платного ТВ в 2006 году колеблются в пределах $400-600 млн. Причина расхождений, по мнению экспертов компании
Discovery Research Group, заключается в том, что
рынок неоднороден и сейчас находится в стадии активного формирования. Эксперты также дают разные оценки прироста отрасли, называя показатели от 25%до 45% в год.
Самым весомым сегментом платного телевидения считается
кабельное ТВ. По данным агентства
iKS-Consulting, число абонентов этого сегмента в апреле 2007 года достигло13,5 млн (тогда как весь рынок платного ТВ включает около 14,1 млн подписчиков). Более половины абонентов кабельного ТВ (7,5 млн) контролируют
шесть крупнейших игроков: "Нафта", АФК "Система","Связьинвест", "Мультирегион", "ЭР-телеком" и "Ренова-медиа". На долю лидера-холдинга "Нафта" (компании"Мостелеком" и Санкт-Петербургское кабельное телевидение) - приходится 34,2% общей абонентской базы кабельного ТВ. Другой лидер - входящий в АФК "Система" холдинг "Система масс-медиа"(СММ, брэнд "Стрим-ТВ") - владеет 10,8%. На долю каждого из остальных холдингов приходится не более 4% от общего числа абонентов. Всего на российском рынке действуют около 600 кабельных операторов, но только у 66 из них база превышает20 тыс. абонентов. Аналитик агентства ACM Consulting
Елена Саянина отмечает, что этап активности серьезных сделок для кабельного ТВ позади - операторы уже распределены между ведущими игроками.
Пока остается открытым вопрос о возможности покупки каким-либо из холдингов крупного регионального оператора "Мультирегион". Участники рынка говорят, что компания делала предложения холдингам СММ, "Ренова-медиа" и "Нафта". По мнению аналитика iKS Consulting
Елены Крыловой, в ближайшее время рынок кабельного ТВ ожидает дальнейшая консолидация. В технологическом аспекте операторы займутся активным строительством мультисервисных сетей.
Техническая модернизация сетей - один из важнейших факторов в увеличении доходности кабельного ТВ. Переход на цифровое вещание позволит операторам более широко продавать коммерческие пакеты. Однако
цифровые технологии требуют наличия оптоволоконных сетей, а инвестиции в их строительство могут позволить себе только крупные холдинги. По мнению аналитиков Discovery Research Group,
кабельное ТВ - фондоемкий бизнес, требующий серьезных инвестиций, но при этом низкорентабельный, что предполагает значительный срок окупаемости. Но Елена Крылова считает, что из всех видов платного ТВ кабельное наиболее привлекательно для внешних инвестиций:
кроме телевидения оператор получает возможность предоставления услуг широкополосного доступа в интернет и телефонии. Кроме того, в свете грядущего перехода эфирного телевидения в цифровой формат, запланированного в соответствии с государственной программой на 2011 год, в выигрышном положении окажутся как раз те операторы, которые успели к этому подготовиться.
Уже сейчас эфирные телеканалы ведут работу по созданию контента для будущего вещания в цифровом формате. ВГТРК год назад запустила неэфирный канал новостей "Вести 24". "Первый канал" выпускает уже пять неэфирных телеканалов разной тематики и готовит еще около 20. О готовности к производству неэфирного ТВ заявляли также топ-менеджеры телекомпаний "CTC-медиа" и ТНТ.
Самым затратным для инвестиций, по мнению Елены Саяниной, является
сегмент спутникового ТВ, количество абонентов которого весной 2007 года составляло 513 тыс. человек. Расходы на привлечение одного абонента у операторов спутникового ТВ-$50-100. Рынок спутникового ТВ до недавних пор фактически был представлен только дочерней компанией холдинга "Газпром-медиа"
"НТВ-плюс". По итогам первого полугодия 2007 года выручка оператора была на уровне $119 млн. Аналитик Елена Крылова утверждает, что
главным событием 2007 года для спутникового ТВ стало появление конкурентов "НТВ-плюс" - операторов "триколор тв" и "Орион экспресс". Их преимуществом эксперты называют низкую стоимость для абонентов, тогда как пакеты "НТВ-плюс" рассчитаны на премиальный сегмент. Кроме того, на Дальнем Востоке у "НТВ-плюс" начнет вещание в конце года лишь один канал - "Наш футбол", а, к примеру, "Орион экспресс" охватывает всю Россию.
Наибольшей активностью на рынке платного телевидения отличается
сегмент IP-TV. Елена Крылова отмечает рост числа компаний, предоставляющих эту услугу. Программный директор компании "Комстар-директ" (брэнд "Стрим")
Мераб Габуния среди плюсов называет возможность внедрения на платформе IP-TV дополнительных сервисов, приносящих доход оператору и повышающих среднемесячный доход на абонента, а также
менее затратное по сравнению с другими технологиями внедрение и развитие инфраструктуры.
Топ-5 специализированных каналов по величине среднемесячного охвата за май-июль 2007 года
Регион: Россия в целом (города с населением от 100000 человек и более). Аудитория: постоянное население городов в возрасте от 18 лет и старше.
Примечание: Среднемесячный охват аудитории - число тех, кто лично смотрел данный канал хотя бы раз в течение месяца. Частота, продолжительность и место просмотра каналов не учитываются.
Основная проблема российского платного ТВ, по общему мнению экспертов,
заключается в нехватке качественного контента. Собственное производство есть у операторов "НТВ-плюс" и "Стрим-ТВ", причем операторы выпускают каналы не только для собственных нужд, но и для продажи в кабельные сети.
Производство в России контента для платного ТВ находится на начальном этапе, считает Мераб Габуния, но этот процесс развивается, и количество постепенно перерастает в качество. "Инвесторы, чтобы не упустить рынок, должны "поймать" этот момент перехода, - говорит он. - Тогда они смогут контролировать процесс качественного превращения и, собственно, развитие российского рынкаконтента".
Ольга Гришаева
------------------------------------------------------------------------------
Мнение: От чего зависит успех реализации программы по переводу страны на цифровое телевидение.
Владимир Ханумян, исполнительный директор "СТС-медиа"
Государственная программа перехода эфирного телевидения на цифровое вещание через несколько лет перевернет рынки как платного, так и эфирного телевидения. Успех реализации программы по переводу страны на цифровое телевещание зависит от трех основных аспектов. Во-первых, необходимо четко сформулировать задачи государства, поскольку "цифра" не просто эфирное цифровое вещание, но и вся мультимедийная среда, которая складывается буквально у нас на глазах. Если говорить о технологических аспектах программы, то она должна содержать описание всех этапов создания новой инфраструктуры: кто, как, в какие сроки и на какие средства обеспечит передачу цифрового сигнала и его прием во всех домохозяйствах страны.
70 млн россиян живут в городах с населением менее 100 тыс. человек, эти города инвестиционно мало привлекательны, поэтому о них обычно "забывают", а ведь на них приходится почти половина населения страны. "Телевизионная картина мира", если можно так выразиться, должна быть единой от Калининграда до Камчатки, от крупного мегаполиса до небольшого городка. Во-вторых, переход на цифровое вещание нив коем случае не должен разрушить сложившееся в стране в последние годы единое телевизионное пространство. Поэтому другой важнейший, на мой взгляд, компонент правильной программы цифровизации - единая для всех вещателей, территорий и каналов доставки сигнала система госрегулирования в период перехода к мультимедийной среде: в эфире, "кабеле", "спутнике", на мобильной платформе, в интернете. В-третьих, регулятор должен обеспечить равный доступ на цифровую платформу для всех существующих сегодня эфирных вещателей.
Стоит ли увеличивать число эфирных каналов и размывать, таким образом, рекламный рынок - вопрос, ведь роль больших эфирных телеканалов в развитии индустрии сегодня трудно переоценить. Эфирные телекомпании серьезно инвестируют в программинг. Модель платного телевидения другая, платным телеканалам нужно всего 400-600 часов продукции в год, на порядок меньше, чем эфирным. Так что вклад этих двух групп в развитие телевидения как индустрии несоизмерим. Мне кажется, что, не размывая рекламный рынок и не ослабляя его основных игроков, программа цифровизации могла бы создать "рядом" новый для нашей страны сегмент платного ТВ, стимулировать его рост.
Business & Financial Markets