Как и куда расти копирайтеру
Всем, кто интересовался темой
копирайтинга, известно имя
Дмитрия Кота. Его блог стал настоящей библиотекой знаний для тружеников пера и местом дискуссий по всем аспектам данного ремесла.
- Дмитрий, вы считаете себя брендом?
- Нет, но к этому стремлюсь. Когда Google и Яндекс на запрос "копирайтер" будут переспрашивать "вы имели в виду Дмитрий Кот?", тогда с чистой совестью скажу я - бренд и человек-пароход.
- В чем заключается ваша миссия как человека в глобальном социуме?
- Оставить после себя значимый след в умах и сердцах людей. Сформулировал ее только сейчас, но на подсознательном уровне понял это давно.
- Понятие брендинга имеет отношение только к компаниям, или брендинг на человеческом уровне тоже возможен?
- Более того, он необходим. Фрилансерам и предпринимателям он необходим, наемным сотрудникам - желательно создавать свой бренд. Хватит прикрываться в резюме именами компании-работодателя. Пусть покупают вас.
- Как давно вы пришли в копирайтинг?
- В 2004 году. Хотя грезил этим давно. Ночами напролет зачитывался форумом на Creatiff.ru. Затем понял, что мечтами делу не поможешь, и перешел к делу. Познал азы маркетинга в IBI, набил перо на статьях для газет и журналов. После перешел уже непосредственно к рекламному письму.
- Вы помните свой первый текст на заказ?
- Да, конечно. Путь Кота-копирайтера лежал через Кота-автора. Моя первая статья попала в Men's Health без серьезной правки. Я понял, что могу писать. Потом, жизнь возвращала меня с небес на землю, больно щелкая по носу, но веру в себя не потерял. Набивал руку, подтягивал теоретическую базу. Затем появился и первый заказ на копирайтинг. Это были тексты для сайта tortovik.ru
- За это время еще не достигнута та точка, при которой кажется, что все идеи уже были?
- Нет и пока ничто не предвещает беды. Признаюсь, я храню все принятые и не принятые идеи. Принятые для портфолио, не принятые - чтобы дать им вторую жизнь. Суть в том, что ни разу еще в папку "черного дня" не заглянул. Нет нужды. Каждый заказ стимулирует работу мозга.
- Рынок копирайтинга в России сейчас активно растет. Какие тенденции заметны?
- Ниша SEO-копирайтинга переполнена. Новички начинают именно с этого. Они приходят обычно на форум SEO-мастеров, ставят минимальную цену и ждут заказов. Сейчас цены уже достигли абсолютного нуля. Что радует SEO-специалистов и расстраивает копирайтеров. Поэтому многие уходят из этой ниши в копирайтинг. Скоро и в этой нише будет тесно.
- Кто победит - агентства или одиночки?
- Победят сильнейшие агентств и сильнейшие одиночки. Заметьте, самые сильные, а не самые дешевые.
- Кого в России можно назвать признанным мастером копирайтинга?
- Я отмечу Ирину Морозову и Маргариту Васильеву.
- Существует ли у нас возможность получить профессиональное образование копирайтера или опыт придется добывать в бою?
- О факультетах копирайтеров не слышал. Самый лучший университет - это работа в рекламном агентстве. Там будет и бой, и кровь, и мозоли, и слезы, и… радость победы.
- Если я правильно понимаю, в копирайтиннг люди приходят из других отраслей - откуда?
- Мне кажется, проще сказать, откуда не приходят.
- Хороший текст - вещь субъективная. Как вы решаете с заказчиком вопрос оценки качества?
- Полюбовно (улыбается). Качество - это продажи. На момент согласования текста оценить это невозможно. Поэтому в ход идут другие критерии - насколько полно и понятно отражена информация и насколько интересно (легко, приятно) текст читать. До работы я их с заказчиком обсуждаю, поэтому согласование, как правило, проходит гладко.
- Рекламный текст - это всегда немного ложь?
- Ложью текст делают поступки. Если в заказе стоит сообщить про сервис 24/7, то не копирайтер виноват, что в 2 часа ночи в субботу в службе техподдержки никого нет.
- Не срабатывает ли внутренний тормоз, когда "впаривание" уже набивает оскомину?
- А "впаривания" нет. Есть работа, которая практически всегда доставляет удовольствие.
- Правда ли, что у каждого копирайтера свой стиль? Или настоящие гуру могут иметь массу стилей?
- Стиль есть. Самому его заметить сложно, но он есть.
- SEO-копирайтинг - это целая ниша или извращение?
- Ниша. Скорее, даже рынок. Есть спрос, есть предложение.
- Может ли текст качественно влиять и на сознание покупателей и на сознание поискового робота?
- Я бы сказал - привлекает и первых и вторых.
- Как прокомментируете появление массы программных решений, генерирующих псевдоуникальные тексты для дорвеев?
- На них есть спрос. Назвать их конкурентами язык не поворачивается (улыбается).
- Вы не хотели себя попробовать в роли спич-райтера?
- Нет.
- Как вообще может расти копирайтер - кроме увеличение объемов и стоимости своего труда?
- Перед каждым человеком лежат тысячи дорог. Копирайтер в данном случае - не исключение. Человек умеет писать, способен головой зарабатывать деньги. Тысячи дорог от контентных проектов до своих агентств открыты.
- Какие 3 вещи в жизни должен сделать настоящий копирайтер?
- Достаточно одной. Сделать так, чтобы существующие клиенты рекомендовали вас.
Internet.ru