Четыре модели покупки продуктов
Исследовательская компания Nielsen выявила четыре модели принятия решения о покупке.
В ходе реализации проекта специалисты Nielsen обобщили результаты исследования потребительского поведения и данные аудита розничной торговли в 30 продуктовых категориях. Как утверждают исследователи,
при совершении покупок в магазинах потребители находятся под действием одной из четырех моделей принятия решения о покупке. Все зависит от того, продукт какой категории интересует покупателя.
• Инерционная модель, или "Автопилот": принятие решения о покупке делается по инерции или по привычке; уровень восприимчивости к внешнему воздействию минимален.
• Модель "Активный режим": покупатель чувствителен к привлекательной рекламе и другим средствам pre-store активности и "шуму" вокруг продукта.
• Вариативная модель, или "Поиск разнообразия": покупатель ищет новые вкусы, варианты, форматы.
• Модель "Поиск лучшей цены": покупатель чувствителен к промо-акциям и скидкам.
Как утверждают исследователи, потребители не готовы тратить энергию на каждодневные решения. Чтобы упростить себе жизнь, они зачастую делают
покупки "на автопилоте", т.е. «по инерции» принимая решение в пользу того или иного продукта, не обращая внимания на этикетки или цену. В этом случае выбор того или иного бренда определяется привычкой. «В эти моменты потребители не готовы пробовать что-то новое, и маркетологам придется очень постараться, чтобы разработать стратегию, которая позволит им переключить внимание потребителей", - поясняет
Александр Письменный, генеральный директор "Nielsen Россия". Такими
"автопилотными" категориями являются кофе, каши, сыр, маргарин и майонез. Маркетологам, работающим в "автопилотных" категориях, где у брендов лидирующие позиции и сложившийся пул лояльной покупательской аудитории, следует чрезвычайно осторожно относиться к радикальному репозиционированию или большим изменениям упаковки.
Однако это правило совершенно не действует на
"активные" категории, где потребители чувствительны к рекламе и "шуму" вокруг продукта. Как показало исследование Nielsen, к "активным" относятся такие "молодые" категории, как
энергетические и спортивные напитки, готовый к употреблению чай (холодный чай), питьевой йогурт и традиционный шоколад.
При покупке товаров, относящихся к
"вариативным" категориям, "автопилот" также отключен. Потребители быстро устают от одного и того же вкуса и постоянно ищут интересные и инновационные продукты. "Вариативный" режим включается, в частности, когда покупатели идут вдоль рядов с замороженными продуктами (
полуфабрикатами). Здесь, полагают исследователи, яркая и информативная упаковка играет главенствующую роль при привлечении внимания потребителя и является средством влияния на принятие решения о покупке. К таким "вариативным" категориям относятся еще и
печенье, жевательная резинка, салатные заправки и соусы.
Делая покупки в категориях, где действует
модель "поиск лучшей цены", потребитель сравнивает цены и внимателен к промо-акциям. Исследование выявило, что к таким категориям можно отнести
различные виды консервов - из рыбы, томатов, фруктов.
"Теперь, зная, какой "режим" включается у потребителя при переходе от полки с товарами одной категории к полке с продуктами другой, маркетологи FMCG-компаний смогут планировать маркетинг-микс и более точно применять такие средства, как упаковка, ценообразование, промо-акции, мерчандайзинг, прямая реклама и вирусный маркетинг", - уверен Александр Письменный.
Исследование моделей потребления Nielsen было проведено подразделением специализированных исследований компании Nielsen совместно с подразделением аудита розничной торговли в США. В ходе работ были исследованы продажи и поведение потребителей в 30 категориях продуктов питания и напитков.
Adworker.Ru