Банковские бренды глазами потребителей
Агентство BrandLab представляет результаты ежегодного маркетингового исследования "Банковские бренды глазами потребителей", посвященного изучению восприятия банковских брендов.
"Банковские бренды глазами потребителей" - это исследовательский проект, в основе которого заложена методика измерения различных компонентов имиджа банковских брендов.
В текущем исследовании 2006-2007 гг. было изучено 14 банковских брендов: "Альфа-Банк", "Банк Москвы", "БИНБАНК", "Внешторгбанк 24", "Инвестсбербанк", "МДМ-Банк", "Международный Московский Банк", "Райффайзенбанк", "Росбанк", "Русский стандарт", "Сбербанк России", "Ситибанк", "Судостроительный банк", "УРАЛСИБ". Список исследуемых банков формировался, исходя из их развитости в розничном секторе, некоторые банки включены проект по инициативе клиентов.
В опросе приняли участие 2770 респондентов – жители Москвы в возрасте 25-44 лет, с высшим образованием, актуальные или потенциальные вкладчики, а также пользователи кредитами или пластиковыми картами.
По результатам исследования выяснилось, что по сравнению с прошлым годом в восприятии потребителей снизилась значимость "известности" банков. Все меньше москвичей воспринимают банки как "государственные". Другого ждут москвичи и от качества обслуживания. По результатам опроса, проведенного в ходе очередной волны, вежливость банковского персонала приобрела большое значение, оттеснив профессионализм на второе место. Заметно увеличилась значимость критерия "предлагает широкий набор услуг".
В то же время наблюдается снижение оценки общего отношения ко всем банкам. Специалисты связывают это с изменением ожиданий потребителей от услуг банковской розницы.
Наиболее яркие изменения произошли в восприятии "Банка Москвы", "Внешторгбанка 24", и "Международного Московского Банка".
Образ "Банка Москвы" претерпел негативные изменения в восприятии потребителями в течение 2006 года. Несколько снизилось воспринимаемое "качество обслуживания". Клиенты "Банка Москвы" стали ассоциироваться с людьми более низкого "статуса", чем год назад.
Снизились оценки и "Внешторгбанка 24" по критериям "известности" и "активности в рекламе". Также ухудшились показатели по фактору "развития и стабильности": данный банк находится в группе других банковских брендов с минимальными значениями по данному фактору. По оценкам Brandlab, активные коммуникации "ВТБ" (в т.ч. "ВТБ 24"), начавшиеся в связи с ребрендингом в октябре, еще не отразились на восприятии банка. При этом "Внешторгбанк 24" по-прежнему выглядит одним из самых "масштабных" банковских брендов. Воспринимаемое "качество обслуживания" банка осталось на прежнем уровне (средний среди других банков), "деловитость" персонала снизилась. По сравнению с данными предыдущей волны исследования, "статус" клиентов "ВТБ 24" понизился. Банк уступил свои лидирующие позиции по этому фактору ряду других банковских брендов ("Райффайзенбанку", "Международному Московскому Банку" и др.).
Изменения в восприятии бренда "Международного Московского Банка" имеют положительную тенденцию. Выросла его оценка по фактору "развития и стабильности", по критериям "развивающийся", "современный"
Однако по-прежнему данный банковский бренд воспринимается одним из наименее "масштабных". За прошедший год заметно выросли ожидания от "качества обслуживания" в "Международном Московском Банке".
Также достаточно высоко оценена "деловитость" персонала. Клиенты выглядят, как люди с более высоким "статусом", чем год назад. Это приближает "Международный Московский Банк" к лидерам по данному фактору. Что касается "активности" клиентов банка, то ММБ сохранил свои показатели (выше среднего).
admarket.ru