Сколько стоит нанять профессионала
Как потеснить лидеров отечественного рынка интернет-рекрутмента за один год? Об этом «Ко» рассказали директор по маркетингу Monster International, Emerging Markets Денис Котела и глава офиса Monster Russia Антон Надей.
В августе 2006 года компания Monster Worldwide открыла свой сайт. Несмотря на то что в активе компании находились внушительные базы соискателей, собранные по всему миру, в нашей стране Monster сразу обвинили в плагиате. Ведь новоиспеченный интернет-рекрутер перенес в свою базу данных большое количество вакансий с сайтов-конкурентов без ссылки на источник.
Сегодня российское подразделение Monster старательно собирает собственную базу соискателей и клиентов. У компании нет офиса, зато есть планы пойти в регионы. За год она собирается стать вторым игроком на российском рынке интернет-рекрутмента с долей 20%, а затем потеснить лидера HeadHunter, чья доля составляет 35%.
– Еще в августе прошлого года открылся портал Monsterrussia.ru, который предлагал свои услуги скорее международным компаниям, ищущим персонал в России. Появились ли у вас за это время российские клиенты?
Денис Котела: Нами руководит идея создания ценности для соискателя. Сами понимаете, никому не хочется размещать свое резюме в пустой базе, а без соискателей мы не сможем удовлетворить запросы работодателей. Но несмотря на то, что активное привлечение коммерческих клиентов пока на втором плане, с момента открытия сайта количество компаний, заинтересованных в наших услугах, возросло.
Антон Надей: В настоящее время у компании Monster Russia есть ряд отечественных клиентов. Из-за отсутствия юридического лица оплату наших услуг компании могут производить только посредством интернет-платежей в европейские подразделения Monster, но скоро это ограничение исчезнет. Мы ожидаем ощутимый прирост клиентской базы после того, как наш офис раскроет свои двери в России.
– Вы переносили в свою базу данных большое количество вакансий с сайтов-конкурентов...
А.Н.: Сейчас все ссылки есть. Если мы говорим о конфликтах, то у представителей интернет-ресурса всегда имеется выбор. Если со стороны руководства сайта поступают возражения, то мы исключаем ресурс из нашего агрегатора. Пока никаких проблем не было.
– На многие рынки Monster выходил путем стратегических приобретений местных компаний. Например, в 2005 году приобрел за $50 млн 40% акций китайской компании ChinaHR, владельца портала ChinaHR.com. В России некого купить?
Д.К.: Процесс региональной экспансии для Monster достаточно новый. Тем не менее потенциально возможны две стратегии по выходу на рынок. Цели этих стратегий одинаковы – оказаться в двойке лидеров в течение первых 12 – 18 месяцев. Покупка, как правило, идет от предложения. Если предложение нас устраивает, мы его принимаем.
Приобретение – это взвешенный процесс. Прежде чем выйти, компания исследует рынок рекрутинга, рынок интернет-рекрутмента. Мы обязательно смотрим на уровень проникновения Интернета. Портал internetworldstats.com утверждает, что индекс проникновения Интернета в России составляет 16,5% – это около 23 млн человек. По предварительным данным портала, этот показатель достигнет 20% к 2010 году. Реально в России наблюдается заметный рост количества интернет-пользователей, и показатель в 20% может быть достигнут уже в начале 2009-го. Мобильные средства коммуникации, появление Wi-Fi помогут ускорить и без того динамичный переходный процесс. Кроме того, особое влияние имеет стремительно растущая российская экономика. Все это вместе делает Россию страной с одним из наиболее быстрорастущих интернет-сообществ в мире. Для нас все это очень важно.
Рассматривая российский рынок, мы решили выходить путем укрепления собственного бренда. По аналогичной схеме наше представительство в ближайшие три-четыре месяца откроется в Бразилии. В Индии и Китае мы вышли на рынок путем приобретения местных компаний, входящих в тройку лидеров.
– Является ли наличие физического офиса обязательным условием для вашего бизнеса?
Д.К.: Российский офис откроется через пару месяцев. Это вопрос решенный. В некоторых странах мы пока работаем лишь виртуально: Бахрейн, Дания, Иордания, Кувейт, Ливан, Норвегия, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Турция, ОАЭ. Работа идет через региональные офисы, которые находятся в других странах, либо через региональных представителей. Конечная цель – открыть офис. Это всегда больший сервис для клиентов.
– Ваша компания ставит амбициозные планы – за первый год присутствия в России захватить 20% рынка интернет-рекрутинга. Как вы планируете это сделать, если ваше имя здесь мало кому известно?
А.Н.: Информация о 20% была вырвана из контекста. Речь шла о том, что мы планируем достичь цифры, соизмеримой 20% после года официальной работы офиса.
Приятно удивило, что компанию Monster в России знают. Это первое впечатление, которое возникло от общения с людьми и компаниями. Про исследования пока рано говорить, потому что мы не так давно на рынке.
Каким образом мы будем достигать своей аудитории? Планируются маркетинговые акции, направленные на повышение узнаваемости бренда в России через различные каналы коммуникации. Какое-то время будет потрачено именно на это. Пользователи сайта – люди, заинтересованные в работе. Мы будем с ними взаимодействовать.
– Каким образом? Вот HeadHunter, например, присылал sms-сообщение в случае отклика работодателя.
А.Н.: Вы говорите о технических особенностях сайта. Что мы делаем – мы открываем двери, мы даем людям контроль над их судьбой, их карьерой. Мы планируем использовать множество видов коммуникации как он-лайн, так и оф-лайн. Сегодняшние онлайн-способы включают не только баннерную рекламу, но и прямые контакты посредством электронной почты.
Если говорить о вещах, которые будут использоваться в самое ближайшее время, то можно рассказать о технологии «Мой Monster». Это услуга для соискателей, обеспечивающая их доступом к различным инструментам и позволяющая отслеживать историю посещения и работы с порталом. «Мой Monster» позволяет: создавать резюме на портале, отслеживать все предложения работодателей, хранить резюме в самых разных форматах, создавать и хранить сопроводительные письма для переписки, блокировать просмотр резюме (до 5 различных работодателей, например текущего работодателя и близких к нему компаний). Еще одна из вещей, которую предлагает сервис, – исключение части резюме из поиска. Это для людей, не желающих, чтобы HR-менеджеры их компаний могли найти размещенные резюме. Все важные моменты все равно будут отражаться в резюме, несмотря на то что информация о последнем работодателе будет скрыта. Этот факт существенно не влияет на поиск работы.
– Рекламная модель онлайн-рекрутинга подразумевает заработки за счет размещения рекламы, то есть сам поиск бесплатный. Сервисная – предполагает наличие собственной базы данных, за доступ к которой работодатели платят деньги. Вы работаете по второй схеме, но вот собственной базы в России нет. На чем же вы будете зарабатывать?
Д.К.: У вас немного упрощенный взгляд на то, как зарабатывают деньги в Интернете. Способов зарабатывать в Сети гораздо больше. Плата взимается за размещение вакансии, за доступ к базе данных, за рекламу на страницах нашего ресурса. Плату можно брать за дополнительные услуги. Например, сейчас наметилась тенденция не только поиска, но и отслеживания пути кандидата. Как на пути вхождения в компанию, так и на пути выхода. Это дает большую возможность для оценки и более правильного дальнейшего размещения кандидата внутри компании... Я больше чем уверена, что существующих способов заработать в Интернете гораздо больше. Вот, в Бразилии, например, человек, ищущий работу, платит за размещение собственного резюме. Рынки диктуют свои условия. Это совершенно нормальный процесс.
Прибыль не является сейчас основным фокусом Monster. У нас нет задачи заработать завтра определенную сумму. У нас есть задача развивать бизнес компании и делать сервис более доступным. У Monster большая база вакансий и резюме во всем мире – это наше выгодное отличие.
А.Н.: В 2005 году я свое новое место работы нашел через Monster, который не был представлен в России вообще никак. Но я жил в России, и эта работа была тоже в России.
Многие компании не могут найти квалифицированные кадры годами. Особенно в областях, являющихся относительно новыми для России. Так, еще несколько лет назад мои коллеги из крупного дизайн-бюро тщетно пытались найти профессионального арт-директора. Потратив на это чуть менее года и почти смирившись с безысходностью, решили обратиться к monster.com и смогли довольно быстро найти достойного энтузиаста из Бразилии, который не только согласился переехать в далекую Россию, но и по-настоящему подстегнул агентство на новые достижения. Был выигран ряд крупных тендеров, в рабочую группу которых входил новоиспеченный сотрудник. Его идеи принесли немалую прибыль агентству и избавили HR-департамент компании от найма менее квалифицированного персонала.
– Какого уровня персонал можно находить с помощью интернет-рекрутинга? Бытует мнение, что топ-менеджеры не любят размещать свои резюме в Сети...
Д.К.: Это неправда. Интернет первым появился у обеспеченных людей, у тех же топ-менеджеров. В большом количестве стран, включая США, до недавнего времени рынок рекрутинга представлял собой рынок рекламы в газетах. Интернет дал новый инструмент поиска работы. Правда, в каждой сфере индустрии популярность этого инструмента своя. Переход на модель интернет-рекрутинга проще всего для инженерных и IT-позиций.
Если говорить про Азию, то там никогда не было печатной рекламы. Поэтому их переход на онлайн-рекрутинг более спокойный. До этого они использовали рекомендации. Из-за роста рынков возросло количество вакансий. Одних рекомендаций уже недостаточно.
– Почему ваши цены выше, чем у Head-Hunter?
А.Н.: Ценовая политика для России формируется с учетом реальностей российского рынка. Ценовая модель опубликована на сайте, и она идет вровень с рынком. Агентство за свои услуги может попросить полугодовой заработок найденного специалиста. Я не знаю точной и детальной стоимости сервисов HeadHunter, но могу сказать, что после официального открытия российского подразделения постинг одной вакансии на сайте Monster обойдется в 450 рублей.
"Компания".