Национальная символика – элемент рекламы?
Недавно на Украине была оштрафована компания «Евросеть». Разнообразия ради – вовсе не за то, за что ее обычно ругают и подчас штрафуют в России. Эпатировал зоркий глаз украинских правоохранителей не сомнительной цензурности слоган, а российский триколор в логотипе. Закон Украины «О рекламе» запрещает использование в рекламе государственных символов.
Знали ли об этом в «Евросети» и насколько сознательно игнорировали запрет, уже вряд ли можно выяснить. Однако тем временем в мире национальные флаги и гербы часто используются как в социальных, так и в коммерческих рекламных кампаниях. Пример тому – недавние кампании на Ближнем Востоке.
Первая кампания, созданная бейрутским отделением всемирно известного сетевого рекламного агентства Team Young and Rubicam создана ливанцами и для ливанцев. Не будучи непосредственной рекламой какой-либо отдельной политической силы, она призывает всех к применению и единению во имя будущего Ливана. «Жемчужина Средиземноморья», некогда считавшаяся одним из наиболее развитых и демократических государств арабского мира, слишком сильно пострадала после серии разрушительных войн – давайте не допустим разжигания новых, акцентирует агентство. Поскольку символ Ливана, изображенный на его флаге – кедровое дерево, рекламисты решили сыграть на этом, а также на идиоме «разжигание розни».
В итоге на принте красуется всего лишь упаковка спичек, раскрашенная в цвета ливанского флага. Слоган «Не разожгите войну!».
В свою очередь, недавняя рекламная кампания небезызвестного стирального порошка Ariel поиграла с национальными символами сразу нескольких государств. Дабы доказать важность оттенков в человеческой жизни, рекламисты сравнили несколько флагов.
Рядом легли флаги Катара и Бахрейна, а также Италии и Ирландии. В обоих случаях различия были лишь в оттенках красного: багрово-коричневый флаг Катара против алого бахрейнского и зелено-бело-красный итальянский триколор против зелено-бело-оранжевого ирландского. Слоган «Поскольку цвет – это все» («Because color is everything»). Намек понятен: если стирать флаги порошком, не сохраняющим цвета, недалеко и до международного скандала.
Впрочем, до него и так ближе, чем кажется: авторы перепутали количество клиньев на флаге Катара, которых все же поменьше, чем у Бахрейна. Разумно ли использовать национальную символику в рекламе, и если да, то в каких случаях и под какими соусами – вопросы, на которые еще долго не будет существовать однозначного ответа.
e-generator.