Выразительный минимум минимализма
Вам нравится ваш iPod? Только не говорите, что у вас нет iPod. Это у меня его нет - люблю заочно. А смеситель в ванной от Филиппа Старка? Красиво настолько, что страшно пользоваться. Я не спрашиваю, нравится ли вам Mighty Mouse, потому что вы, скорее всего, не знаете, что это. Если знаете - она вам, безусловно, нравится.
Почему мы обладаем или хотим обладать подобными приспособлениями? Отнюдь не по причине их функциональных достоинств - мы подчиняемся магии стиля (Mighty Mouse - не самая функциональная "мышь" на свете, но точно самая стильная). Общей чертой всех вышеназванных предметов, так же как фирменных знаков IBM, Mobil или Deutsche Bank, является минимализм. Это направление актуально с момента появления дизайна как отдельной профессии. На мой взгляд, лучшее, что создал дизайн, от Корбюзье и Пола Рэнда до Филиппа Старка и Джонатана Айва, - это минимализм. И вот чем он интересен.
• Предельная экономия выразительных средств. Как правило, минималистская вещь есть квадрат-круг-куб-шар без выраженных признаков пола и возраста.
• Исключительная тщательность в выборе средств выражения. Если речь идет о материале - это как минимум добротный, но скорее дорогой материал. Если о цвете - это белый, черный, красный, стальной. Сильные, графически значимые цвета. Минимализм может быть ярким, но пестрым - никогда.
• Концентрация на детали. В минималистских вещах не бывает случайностей - это аксиома. Мало того, каждая из немногих деталей изображения или предмета доведена до предельно возможной чистоты.
• Удар в лоб. В минималистской рекламе нет ракурса в три четверти, только фас и профиль. Изображение подается как бы примитивно просто, зато в полный рост.
• Медитативность. Глаз зрителя попадает в ловушку, скользя по контуру простейшей, но совершенной формы. В этой черте - главное обаяние минималистских произведений. Вглядитесь в логотип ECCO: вы попадаете в бесконечную карусель, где каждое нарушение идеальной формы - круга - заставляет, как говорится, искать и находить ответ. Обычно мы бессознательно проглатываем логотип, но глаз быстрее мысли. Он попадается на крючок графической рифмы и заставляет запомнить "кружочки с разрывами".
• Серьезность. С виду все минималистские рекламные кампании похожи на инструкции по сборке: предмет спереди, сбоку, пара строк подписи.
• Ирония. Минимализм практически всегда ироничен. Вспомним знаменитую рекламу фольксвагеновского "Жука" анфас и профиль с полицейским слоганом drivers wanted.
• Игра. В сверхпростом дизайне всегда чего-то недостает: зрителя-потребителя провоцируют отсутствием привычных деталей, приглашают найти все, чего не хватает на первый взгляд. А где у вашей "мышки" кнопки? А где у крана крантик? Неужели вот это? Один из самых гениальных плакатов за всю историю рекламного дизайна - ребус: что такое глаз-пчела-буква М. Весь "Билайн" вырос из этой загадки.
• Минимализм недешев. Это одно из тех его свойств, что не сразу заметны. Скупые на детали дизайн-изделия располагаются в среднем стоимостном секторе или выше. IKEA - не для бедных. Она для тех, кто ценит форму и готов вступить в предложенную игру в кубики. По-настоящему дешевая продукция (и ее реклама) всегда шумит, изобилует завитушками и позолотой. Сдержанно-отстраненный объект минималистского дизайна своей едва прикрытой наготой провоцирует: возьми, если сможешь быть таким же безупречным, как я. Это вызов человеку с деньгами (уточню: не с чересчур большими деньгами) и развитым эстетическим чутьем.
• Минимализм никогда не приносит полного удовлетворения. Достаточно один раз подпасть под обаяние этого стиля - вы пропали надолго, если не навсегда.
И последнее. Минималистские вещи сделать гораздо труднее, чем обычные. И от дизайнера, и от заказчика требуются вкус, терпение, готовность быть непонятым широкими кругами суетливой общественности. Но если вы выстрелили в десятку - вы создали вещь на все времена. Вам нравится ваш iPod?
dv-reclama